Мудрая продажа бренда IKEA

17 августа 2012, 23:41 4025

IKEA продала права на бренд

продажа бренда IKEAШведская мебельная компания IKEA, будучи крупнейшей в мире сетью по торговле мебелью, продала свой бренд. Фактически, права на использование торговой марки просто перешли от зарегистрированной в Лихтенштейне фирмы Interogo, подконтрольной лично основателю бренда IKEA Ингвару Кампраду, к голландской дочерней компании Ikea Systems.

По мнению экспертов, сумма сделки $11,2 млрд. является вполне обоснованной. Представители мебельного гиганта объясняют, что продажа была направлена на упрощение структуры компании. Бренд Ингвара Кампрада занимает 89-е место среди самых дорогих брендов в мире (согласно рейтингу BrandZ).

Эксперт из Brand Clinic Бенгт Хаканссон подчеркивает, что с брендом IKEA приобретается не только логотип, но и энтузиазм, и отношения с клиентами, и низкие цены в сочетании с культурными ценностями.

Название IKEA появилось в 1943 году в Швеции. Аббревиатура соединяет четыре слова: Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd. Основатель запечатлел в названии ферму своего отца – Эльмтарюд и местный церковный приход – Агуннарюд. На протяжении всей своей истории компания занимается производством и продажей недорогой массовой мебели, а также товаров для дома. Кроме этого, IKEA закупает мебель у более 1300 поставщиков в более 50 странах мира. Сегодня торговая сеть компании состоит из более 300 магазинов в 41 стране. С 2000 года IKEA работает в России.

Эксперты угадывают мотивы Ингвара Кампрада

Ингвар Кампрад - действительно интересный человек, и у него можно многому поучиться. Миллиардное состояние никогда не кружило ему голову. Кампрад – предприниматель крайне скромный. С состоянием в $3 млрд. в 2012 году он занимает 377-е место в рейтинге богатейших людей мира, и при этом ездит на Volvo 240GL выпуска 1993 года, а в офис предпочитает добираться вообще на автобусе.

Следовательно, для обогащения он бы свою марку не стал продавать. IKEA не является самой открытой компанией, и это естественно. Сетью магазинов товаров для дома управляет семья. Остается перебирать следующие потенциальные причины перемен.

Версия 1: налоговая оптимизация

мотивы Ингвара КампрадаОснователь IKEA всегда использовал возможность повышения эффективности бизнес-модели путем легального снижения налогов. Так, материнская компания мебельной сети INGKA Holding BV принадлежит крупнейшему в мире благотворительному фонду INGKA Foundation, который, в свою очередь, принадлежит фонду IKEA Foundation. Согласно уставным документам, фонду Кампрада необходимо спонсировать инновационные идеи в области интерьерного дизайна и архитектуры.

Андерс Дальвиг, бывший руководитель компании, написал книгу «ИКЕА: собери мечту». В ней он пишет, что современная структура компании была придумана в 1982 году. Главной целью, которую Ингвар Кампрад ставил для мебельной компании, было обезопасить ее от перепродажи или раздробления последующими владельцами. Следующей по важности была оптимизация налоговых выплат.

Дальвиг считает, что с точки зрения налогов фирма действительно эффективна. Управление оптовой торговлей ведется из Швейцарии, касса располагается в Бельгии, также как и управляющая компания. Налогообложение в обеих странах очень выгодное. И возможно, продажа бренда голландской компании была также выгодна на данный момент для IKEA.

Версия 2: возраст основателя компании

30 марта Кампраду исполнилось 86 лет, а предприниматель славится умением планировать бизнес на долгий срок. Когда в 1996 году мэрия Москвы не разрешила открыть первый магазин IKEA на Кутузовском проспекте, Кампрад спокойно ответил, что подождет. Сегодня компания активно развивается в России. Вполне возможно, что основатель сети решил избежать юридических сложностей, которые могут настигнуть компанию после его смерти, и заранее перевел активы со своей личной фирмы на общую структуру.

Версия 3: IPO

Еще одна версия, выдвигаемая экспертами, связана с консолидацией всех значимых активов на одной структуре в связи с подготовкой к IPO. Личная фирма Кампрада вполне легально получила крупную сумму и повысила стоимость бизнеса благодаря продаже бренда.

Но в противовес идее выступает тот факт, что компания строилась семейной, с семейной системой ценностей. Кроме того, Дальвиг в своей книге приводит IKEA в пример компании, которая благодаря своей идеологии является более устойчивой, чем ее конкуренты. Дед и бабка Кампрада также вели семейный бизнес, а сам предприниматель еще лет двадцать назад начал передавать правление компанией своим сыновьям.

Успехи Кампрада не позволяют сомневаться в его мудрости и рассудительности. Предпринимателям есть чему поучиться у пожилого, но по-прежнему расчетливого шведа. Его компания развивается и привлекает внимание множества аналитиков, твердо занимая позицию одной из самых дорогостоящих брендов в мире.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}