Indian Oil совершенствует производство бензина по идее Global RRT

17 августа 2012, 23:09 2800

Химический стартап для НПЗ

Indian Oil совершенствует производство бензинаЦелый час доцент кафедры нефтехимии Дмитрий Сибаров из Санкт-Петербургского технологического института убеждал Сунила Ражагопала, вице-президента нефтяной компании Indian Oil в преимуществах технологии изготовления бензина, разработанной его учениками Олегом Парпуцем и Олегом Гиязовым. Индийский бизнесмен выглядел удовлетворенным, и вероятность подписания контракта Indian Oil с их стартапом Global RRT росла с каждой минутой.

Парпуц и Гиязов начали переговоры с индийцами самостоятельно, а для решающего удара пригласили своего седобородого наставника. Менеджеров Indian Oil очень вдохновила его речь. До этого дня госкорпорация соглашалась на покупку технологии Парпуца и Гиязова только при условии, что изобретение будет проверено на другом нефтеперерабатывающем заводе. Сибарову же удалось умалить беспокойство зарубежных бизнесменов, и компаньоны стали предельно близки к входу на рынок нефтеперерабатывающих технологий, заключив свой первый контракт с Indian Oil.

23-летний Гиязов и 33-летний Парпуц познакомились в фирме «Ленкор Инжиниринг» в Санкт-Петербурге. Предприятие с 2008 года занималось консультированием нефтяных компаний и проектированием НПЗ для корейских и китайских клиентов. За пару лет до того Парпуц защитил кандидатскую по химии, выдвинув гипотезу о возможности конверсии легких бензиновых фракций в одной колонне (согласно традиционной производственной схеме современных НПЗ, конверсия происходит в нескольких колоннах). Подобный подход уже применяется в химии и фармацевтической промышленности. Так производится каучук, пластмассы, пакеты. Но внедрение технологии на НПЗ впервые предложил Парпуц, который рассчитал теоретическую возможность такого подхода для нефтеперерабатывающей отрасли. Искать средства для эксперимента компаньоны начали весной 2011 года.

Рынок технологий каталитических процессов

Forsight Ventures будет финансировать Global RRTСтартап пытался вклиниться в недружелюбный к новичкам рынок технологий каталитических процессов. Markets & Markets оценивает этот сектор в $3,1 млрд., и контролируют его на протяжении нескольких десятков лет две крупные компании – Axens, Франция и UOP (подразделение корпорации Honeywell), США. При этом их клиенты, по словам технического директора консалтинговой компании Red Mountain Energy Альберта Султанова, довольно консервативны и не склонны к рискованным экспериментам.

Гиязов и Парпуц не испугались, но продолжили поиски инвесторов. Обойдя несколько фондов, инвестирующих в отечественные предприятия, они обнаружили, что Global RRT не хочет финансировать никто, кроме Forsight Ventures. Инвесторы, вкладывающие средства в интернет-сервисы, согласились сделать исключение для молодых предпринимателей и сделали вложение в размере $100 000. Через полгода реальность введения технологии на заводы была доказана. Журнал Chemical Engineering and Processing и другие научные издания опубликовали несколько статей западных исследователей, которые подтверждали жизнеспособность предложения Парпуца.

Развитие идеи Парпуца

Далее было необходимо создать собственный центр исследований и построить колонну, которая смогла бы монтироваться на НПЗ. С результатами прикладных исследований на руках, привлечь инвесторов становилось все проще. Вскоре фонд Bright Capital вложил $1,5 млн. Компаньоны оборудовали лабораторию в Санкт-Петербургском технологическом институте, а для проведения исследований наняли несколько студентов-нефтяников.

Технология Global RRT подходила для переоборудования заводов под новые экологические требования к производству бензина. Мировые затраты на перестроение производства составляют более $1 млрд., а это достаточно лакомый кусок. Парпуц и Гиязов нацелились на три основных рынка, переживающих или ожидающих изменения стандартов – США, Россия и Индия.

Российские НПЗ должны перейти на стандарт бензина Euro-4 с 2013 года. Нефтяники восприняли технологию Global RRT благодушно. Вице-президент «Газпром нефти» Сергей Вакуленко подсчитал, что благодаря инновации можно экономить по 2-3 рубля на литре бензина. Но все же для заключения сделки менеджеры решили подождать проверки технологии на других компаниях.

Переключившись на США, Парпуц и Гиязов передали свою презентацию Дугласу Харрису, бывшему вице-президенту ТНК-ВР, который основал собственную компанию и занимался консультированием НПЗ по выбору технологических решений. Харрис с восторгом оценил расчеты молодых предпринимателей и согласился стать СЕО Global RRT. Только неиспытанную в промышленных условиях технологию «одной колонны» в Америке никак не хотели принимать.

Победа Global RRT

проект Парпуца и ГиязоваНастоящим прорывом стал наем по скайпу Адарша Трипати, сотрудника инжиниринговой компании, который был представителем Индии и на тот момент получал степень МВА в Калькуттском университете. Трипати был впечатлен технологией, и благодаря связям в Индии устроил встречу основателей Global RRT с Санджаром Кумаром Реем, директором по науке Indian Oil, крупнейшей нефтяной компании в стране, чей годовой объем переработки нефти составляет 45 млн. тонн.

Как оказалось, местные нефтяники в основном пользовались технологиями США. А государственная корпорация Indian Oil стремилась диверсифицировать геополитические риски. Так, благодаря петербургскому кандидату Сибарову, индийцы приобрели у Global RRT лицензию на использование технологии вместе с сопутствующей документацией за $6 млн. Подписание контракта и выступление на отраслевых выставках повысило авторитет молодой компании Global RRT. В результате российские компании стали все больше интересоваться технологией Парпуца, способной перестроить производство бензина на новый стандарт Euro-4.



Мнения и комментарии по теме
Комментарии
{**}