Рынок водки: анализ и перспективы

10 ноября 2018, 16:59 512

рынок водкиСогласно статистическим данным, рынок водки в России продолжает расти: в 2017 году было произведено 79,8 дал (1 дал равен 10 литрам). По сравнению с 2016 годом производство выросло на 9%. Однако эксперты связывают этот рост не с фактическим увеличением выпуска, а с введенными мерами по борьбе с контрафактом. На рынке водки увеличилась доля легального алкоголя, административные меры позволили вывели производителе из тени и минимизировать теневой оборот.

Теми же причинами обусловлено наращивание спроса: к 2017 году уровень потребления достиг 78,2 дал – это на 9% больше аналогичного показателя прошлого года. Импорт в общем рыночном объеме составляет 1%, около 3% произведенной продукции поставляется на экспорт.

Соотношение экспорта и импорта на рынке водки

водка FinlandiaК настоящему моменту, основную часть продукции на российском рынке водки составляет отечественный товар, доля импорта по-прежнему не превышает 1%. Из-за рубежа завозится товар премиального уровня – это такие марки, как «Absolut», «Finlandia» и некоторые другие. Кроме того, из-за границы поставляется белорусская продукция – она обходится дешевле российской, поэтому находит свою категорию потребителей. При этом по качеству она по многим показателем превосходит отечественный товар, это стимулирует увеличение спроса.

Эксперты предполагают, что в ближайшие годы существенных изменений в соотношении экспорта и импорта не произойдет. По-прежнему доминирующее положение на рынке водки будут занимать российские производители, возможно увеличение доли импорта в общей структуре рынка.

Структура рынка водки: основные компоненты

система ЕГАИСАнализ рынка водки показывает следующие структурные показатели:

  1. Наибольший уровень потребления крепкого спиртного напитка в общем объеме выявлен в Центральном федеральном округе. Он составляет 30% от общего количества.
  2. Вторым по уровню является Приволжский федеральный округ. Уровень потребления здесь составил 22%, этот показатель остается приблизительно одинаковым на протяжении нескольких последних лет.
  3. Доля Северо-Западного округа в общем объеме составила 14%.
  4. Четвертое место занимает Сибирский округ – уровень потребления здесь достиг 12%.
  5. Наименьшее потребление отмечается на Юге России и на Кавказе. Здесь потребление составило соответственно 6% и 1% от общего потребленного объема.

Снижение употребления на Кавказе обусловлено как культурными особенностями проживающих в регионе народов, так и установленными административными мерами. Здесь установлены достаточно жесткие ограничения на продажу алкоголя – его можно приобрести только в течение одного часа в день. Это привело к изменениям в структуре потребления и существенно сократило объем розничных продаж.

Анализ объемов розничной продажи

Общий объем розничной продажи составил 69,4 млн дал по данным 2016 года, это на 5% меньше, чем в прошлом году. 30,2% от общего количество было продано в Центральном округе, второе место занял Приволжский округ. Следующие места по убыванию занимают Северо-Западный и Сибирский округ, Уральский и Дальневосточный округ, замыкают рейтинг Южный и Северо-Кавказский округ. По вышеуказанным причинам Кавказские регионы потребляют минимум спиртных напитков, и уровень продолжает снижаться.

За 2017 год объем розничной продажи составил 66,3 млн дал, наблюдается последовательное снижение спроса. Оно обусловлено сразу несколькими факторами:

  1. Существенное ужесточение мер контроля, направленное на легализацию производителей. Система контроля ЕГАИС существенно уменьшила долю контрафакта на рынке водки.
  2. Активная борьба с реализацией поддельного алкоголя. Ужесточение мер борьбы с нелегальным производством сделало товар на рынке крепкого алкоголя более безопасным.
  3. Рост акцизных ставок на крепкий алкоголь. Налоговая политика также влияет на состояние отрасли, она играет существенную роль в формировании стоимости легальной продукции.

Перспективы изменения ситуации на рынке водки

В дальнейшем рынок водки в России ожидает постепенное снижение. Аналитики считают, что это связано с популяризацией здорового образа жизни, снижением интереса к крепким спиртным напиткам – их активно вытесняют с рынка пиво и другие разновидности алкоголя. В общей структуре потребления пиво продолжает занимать лидерские позиции, причем особое внимание потребителей заслужили крафтовые сорта. Разнообразие пивных напитков привело к изменениям в структуре спроса.

Если в дальнейшем будут выявлены положительные изменения в структуре спроса, прирост составит не больше одного процента. В дальнейшем будет выявляться рост интереса к более дорогим напиткам с постепенным снижением потребления сортов среднего и низкого ценового сегмента.



Комментарии
{**}