Развитие портов стало драйвером экономики

15 августа 2018, 18:20 315

Морской порт представляет собой значимый для экономической ситуации транспортный узел, который одновременно работает сразу с несколькими разновидностями транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским и т.д. Развитие портов с увеличением грузооборота – это важный фактор улучшения экономической ситуации в регионе, он влияет и на общее положение в стране. В 2018 г. в РФ насчитывается 67 портов, общий грузооборот которых превышает 1000 млн. тонн ежегодно.

Развитие портов: государственная программа

развитие портовРазвитие портов России ведется на основе ФЦП «Развитие транспортной системы», рассчитанной на 10 лет – с 2010 по 2020 год. Программа призвана решить следующие задачи:

  • Повысить конкурентоспособность российской системы транспорта и улучшить условия для транзитной перевозки грузов.
  • Обеспечить безопасность и устойчивость работы системы транспорта.
  • Сделать услуги транспортного комплекса более доступными для населения и представителей бизнеса.

Цель программы – увеличить объемы годовой перевалки грузов до 828 млн. тонн, этого показателя предполагается достичь к 2020 году. В течение десятилетия действия программы предполагается увеличить годовой грузооборот на 431 млн. тонн, с резким наращиванием производственной мощности.

Реализация программы развития морских портов

Чтобы реализовать максимум преимуществ и гарантировать развитие морских портов России, ведутся работы в следующих направлениях:

  • Обновление инфраструктуры, связанной с портовыми объектами. Это позволит повысить скорость доставки и погрузки, решить целый ряд проблем с обработкой грузов.
  • Совершенствование законодательной базы, в частности таможенного законодательства. Недоработки в этой сфере приводят к задержкам при приеме грузов и создают сложности для транзитных перевозок.
  • Улучшение системы управления. Для этого разработана общая структура портового управления по всей стране, определены полномочия Правительства в этой отрасли, а также других управляющих и контролирующих структур.

Одним из эффективных инструментов для развития морских портов станет открытие в них свободных экономических зон. Это возможность привлечь новые значительные инвестиции для улучшения инфраструктуры, налоговые льготы помогут заинтересовать иностранные компании и увеличить объемы транзитных грузоперевозок.

Перспективы дальнейшего развития

Мурманский угольный терминалС 2012 года в экономике наблюдается экономический спад по целому ряду отраслей, однако грузооборот в морских терминалах продолжает оставаться высоким. ФГУП «Росморпорт» к 2018 году располагает 1500 объектами недвижимости, однако наиболее приоритетными для развития остаются Мурманск, Калининград, Новороссийск. В ближайшее время предполагается увеличить их грузооборот на 60% за счет создания новой перспективной инфраструктуры. Развитие портов основано на следующих принципах:

  1. В Мурманске предполагается строительство угольного терминала с годовой мощностью 15 миллионов тонн, а также крупного нефтеперегрузочного комплекса.
  2. В Балтийске Калининградского региона ведется постройка первого порта глубоководного типа, куда смогут попадать суда с существенным водоизмещением. Кроме того, планируется возведение значимого контейнерного терминала.
  3. В Новороссийске реализуется инвестиционный проект по модернизации транспортного узла. Он должен увеличить работоспособность железной дороги и сбалансировать взаимодействие ж/д и морских перевозок.

Это лишь часть направлений, по которым предполагается реализовать целый ряд инвестиционных проектов. Средства для их выполнения предполагается привлекать как из бюджетов всех уровней, так и

Текущая ситуация в транспортной отрасли

морские перевозкиПерспективы развития портов напрямую зависят от текущей экономической ситуации и принимаемых правительством мер. Комплексная реализация государственной программы позволит устранить существующие проблемы в отрасли и найти перспективы повышения эффективности работы. Сейчас многие сложности еще не устранены. В их числе несоответствие работы пропускных пунктов общемировым требованиям, пробелы в законодательной базе (в частности, по вопросам имущества и пользования землей), отсутствие налоговых и таможенных льгот, а также другие сложности.

Выполнение государственных программ затрудняются и российскими климатическими особенностями: в их числе сложная ледовая обстановка, мелководность акваторий и другие сложности. Чтобы развитие портов стало успешным, но потребует значительных финансовых вложений, а также строгого контроля за работой государственных и коммерческих организаций. В настоящее время процесс улучшения только начат, однако в дальнейшем реализация программ должна дать положительные результаты.



Комментарии
{**}