Промышленное строительство ждет прямых инвестиций

10 августа 2018, 16:53 721

Промышленное строительство – комплекс работ, направленных на создание, открытие или расширение предприятий. В 2017 году принято правительственное решение о поддержке этой отрасли – на ее развитие будет направлено более 107,5 млрд. рублей. Средства предполагается направить не только на возведение новых высокотехнологичных производств, но и на модернизацию и реконструкцию уже существующих предприятий. Это позволит создать условия для развития различных отраслей и общего прироста экономики.

Проблемы промышленного строительства

потеря капиталаК 2017-2018 году промышленное строительство в России переживает эпоху застоя. За последние годы потеря капитала достигла 75%: некоторые предприятия были закрыты и полностью разрушены, другие технологически и морально устарели, в результате их продукция перестала быть востребованной на российском и мировом рынке.

Причины недостроя связаны с системным переломом экономики, в результате которого крупные промышленные гиганты не сумели приспособиться к изменившимся экономическим условиям. Кроме того, бизнес ориентирован только на краткосрочное планирование, очень немногие организации готовы инвестировать деньги в масштабные стройки с долгим сроком окупаемости. В результате возведение и запуск в эксплуатацию новых крупных объектов превратился в исключительное событие, которое происходит только раз в несколько лет.

Причины негативной ситуации

Проектирование и возведение крупных объектов стало в основном уделом государства, причем застройкой в этом случае занимаются нерыночные игроки – сервис государственных тендеров остается непрозрачным и создает условия для коррупции. Кроме того, в отрасли промышленного строительства есть еще ряд нерешенных проблем:

  1. Работа с несколькими подрядчиками. При возведении большого объекта это практически всегда означает несогласованность действий и затягивание сроков, в результате заказчик терпит убытки.
  2. Общее невысокое качество промышленного строительства. Эта одна из главных проблем, из-за которой в отрасль не хотят идти крупные игроки.
  3. Сниженный спрос на высококачественную продукцию. Пока что по этому показателю Россия существенно уступает западным странам.

Пути развития промышленного строительства

ресурсная модель ценообразованияПромышленное строительство в России переживает стагнацию и нуждается в целом комплексе мер, которые помогут вывести отрасль их кризиса. При этом в некоторых областях все же наблюдается оживление: модернизируются предприятия топливно-энергетического комплекса, стабильно развивается нефтегазовый сектор. Также модернизируются машиностроительные предприятия, объекты агропромышленного комплекса. Для улучшения ситуации в отрасли принимаются следующие меры:

  • Размещение в открытом доступе информации о компаниях-строителях. Это позволяет избежать появления цепочки посредников, которые только вынуждают заказчика увеличивать расходы.
  • Создание государственной системы ценообразования в строительстве. Она предотвращает махинации при закупках стройматериалов, а также позволяет избежать демпинга со сторон6ы нечестных подрядчиков.
  • Разработка ресурсной модели ценообразования. Предполагается, что с 2018 года все бюджетные промышленные стройки будут контролироваться с ее помощью – это позволит сделать строительный рынок более прозрачным и создать более выгодные условия для развития промышленного строительства.

Еще одна возможность развития - прямые инвестиции со стороны государства. Возведение новых объектов улучшает экономическую ситуацию в регионе: создает новые рабочие места, повышает привлекательность населенных пунктов, стимулирует привлечение инвестиций.

Ситуация в Московской области

промышленное строительствоПромышленное строительство в Москве развивается активнее за счет малых предприятий, ориентированных на минимальные вложения и быструю окупаемость. В этой сфере работают несколько десятков компаний различного масштаба, однако и здесь ситуация далека от решения всех проблем. Значительно сократилось число крупных игроков федерального уровня, их часто вытесняют мелкие подрядчики, чью деятельность сложно контролировать.

Некоторые московские строительные организации принимают участие в региональных конкурсах и тендерах на строительство и выигрывают их, а затем работы выполняются местными субподрядчиками, такая ситуация требует государственного урегулирования, чтобы исключить дополнительные траты для заказчиков и снижение доверия к участникам рынка.

Комплекс государственных мер позволит вывести с рынка фирмы-однодневки, улучшить общее качество промышленного строительства и добиться существенного роста в этой сфере.



Комментарии
{**}