Бензиновый кризис: будут ли расти цены на топливо?

13 июля 2018, 10:20 303

С начала мая 2018 года в России резко выросла стоимость топлива, настолько взрывной рост наблюдается впервые с 2011 года. Увеличение цены горючего уже привело к подорожанию базовых товаров, увеличению стоимости проезда на общественном транспорте и спровоцировало резкое недовольство автомобилистов. Отчего возник бензиновый кризис, и стоит ли ждать дальнейшего подорожания нефтепродуктов?

Причины бензинового кризиса

рост акцизов на бензинТолько в течение мая розничная цена наиболее популярной марки бензина АИ-95 увеличилась в среднем на полтора рубля и достигла 43 рублей. Если раньше она постепенно повышалась в среднем за 2 рубля за год, то сейчас только за один месяц наблюдается почти годовой прирост, а эксперты публикуют неутешительные прогнозы. Можно ожидать, что к концу года ценовой уровень достигнет 50 рублей за литр наиболее популярного топлива.

Можно выделить несколько причин бензинового кризиса в России:

  • Резкий рост акцизов. Для правительства увеличение налога – это возможность пополнить бюджет за счет одного из самых продаваемых товаров, без которого невозможно обойтись. К настоящему моменту акцизы составляют 70% от основной стоимости горючего.
  • Рост зарубежных поставок. Колебания валютного курса и рост котировок нефти способствовало тому, что компаниям выгоднее продавать нефть за границу, а не использовать ее для переработки внутри страны.
  • Монополизация отрасли. По сути, сейчас никто и ничто не ограничивает нефтеперерабатывающие компании в установке цены, отсутствует работоспособный государственных механизм сдерживания.
  • Ремонт сразу на нескольких нефтеперерабатывающих предприятиях, что привело к сокращению поставок горючего на внутренний рынок.

В итоге в сложившейся ситуации потребителям стоит ожидать возможного подъема цены до среднеевропейского уровня. В Европе цена бензина достигает 100 р. за литр, и, возможно, со временем, именно такой уровень станет российской реальностью.

Последствия бензинового кризиса

бензиновый кризисБензиновый кризис в России стал прямым следствием выбранного правительственного курса. Сложная ситуация в экономике вынуждает искать новые пути пополнения бюджета, и одно из выбранных решений – увеличение налоговой нагрузки на бизнес и на граждан, что привело к повышению акцизов.

Повышение цен на топливо приведет к неизбежному увеличению транспортных затрат производителей во всех сферах бизнеса, и это отразится на итоговой розничной стоимости продукции для потребителей. Бензиновый кризис неизбежно спровоцирует рост инфляции, и это создаст дополнительные сложности для граждан, уровень жизни которых и так далек от оптимального.

Повышение расценок на самый востребованный товар спровоцировало волну социальных протестов в регионах, звучали даже призывы бойкотировать АЗС. Однако такие действия вряд ли окажутся полезными, так как проблема заключается в резком увеличении изначальной оптовой, а не конечной розничной цены.

Меры антимонопольного регулирования

ФАС выдала предупреждение Роснефти28 мая Федеральная антимонопольная служба наконец среагировала на бензиновый кризис и выдала «Роснефти» предупреждение из-за сокращения поставок нефти на внутренний рынок. Кроме того, антимонопольщики обнаружили нарушения сроков отгрузки нефтепродуктов, что также повлияло на формирование дефицита на рынке. ФАС стремится нормализовать ситуацию и ограничить получение прибыли нефтепроизводителями за счет потребителей.

Одной из мер противостояния разрастанию бензинового кризиса стало снижение налога. Понизить акцизы в правительстве пообещали с первого июля, однако это не привело к резкому снижению расценок. По-прежнему основной причиной проблемы остается отправка топлива на экспорт для увеличения прибыли производителей. Необходимо разработать эффективную систему противодействия интересам нефтедобывающих компаний, чтобы не допустить продолжения дефицита на внутреннем рынке.

Перспективы изменений топливного рынка

В настоящее время производителям и государству по-прежнему выгодно активно продавать нефть за границу, а внутренний рынок при этом страдает от дефицита, что приводит к резкому росту стоимости конечного продукта. Такая ситуация со временем негативно отразится на росте экономике страны и может привести к резкому падению уровня жизни.

Изменится спрос на автомобильном рынке. Так же, как и в Европе, покупатели обратят внимание на гибридные автомобили, способные существенно экономить горючее, вырастет спрос на газовое оборудование для автотранспорта. Однако это лишь часть последствий: если правительству не удастся остановить бензиновый кризис в России, это может привести к непредсказуемым политическим последствиям и усилить социальную напряженность. Продолжается поиск наиболее эффективных способов выхода из кризисной ситуации.



Комментарии
{**}