Рынок хлеба в России: анализ и перспективы

12 июля 2018, 08:08 464

Хлебобулочные изделия считаются продуктом первой необходимости и постоянного спроса, поэтому рынок хлеба остается важной частью российской экономики. Такая продукция приобретается почти каждым россиянином, поэтому в этой отрасли наблюдается постоянное оживление. Однако ряд факторов влияет на изменение спроса и перераспределяет его объем, это влияет на общую ситуацию.

Текущая ситуация на рынке хлеба

рынок хлебаРынок хлеба в России с 2016 года демонстрирует незначительное снижение: за год приобретено 6,6 миллионов тонн, это приблизительно н 2% ниже, чем в прошлом году. 98% товара в этом сегменте составляет российская продукция, импорт здесь развит крайне слабо. Структура зависит не только от финансового благополучия граждан: растет интерес к здоровому питанию, поэтому некоторые потребители отказываются от хлебобулочных изделий, а некоторые выбирают особые сорта.

Рынок хлеба в России имеет следующие структурные особенности:

  • Покупателями здесь являются граждане и торговые сети, государственные организации и коммерческие фирмы. Поставки в образовательные, медицинские и иные учреждения организуются через систему госзакупок и тендеров.
  • К концу 2017 года среднедушевое потребление достигло 45,8 кг/чел в год. Сокращение с 2013 г. достигло приблизительно 2 кг ежегодно, это связано с изменением потребительских предпочтений.
  • Из-за ограниченного срока хранения товара предприятия располагаются в территориальной близости от потребителей. Из-за этого количество и расположение хлебозаводов напрямую связано с плотностью населения. Основная масса изделий произведена в Центральном и приволжском Федеральном округе, доля в объеме достигает 29 и 20% соответственно.

Участники рынка хлеба в России

растет интерес к здоровому питаниюВсего на рынке хлеба и хлебобулочных изделий работают больше 10 тысяч организаций: в их числе крупные городские хлебозаводы, частные пекарни и мини-пекарни, ориентированные на ограниченный круг покупателей. Присоединение Крыма увеличило в 2015 году показатели производства на 90 тыс. тонн. Добавление еще одного федерального округа повлияло на структуру изготовления, на рынке хлеба появился ряд новых крупных игроков.

Предлагаемую продукцию можно разделить на два сегмента:

  • Традиционные хлебобулочные изделия, которые изготавливаются по старым, еще советским рецептам и нормативам. Интерес к ним снижается, так как меняются вкусовые предпочтения, растет интерес к более здоровому питанию. Однако их доля в общем объёме еще достигает 90%.
  • Новые сорта, приготовленные по оригинальным рецептам, а также национальная специфическая продукция. Этот сегмент активно развивается: только в 2015 году производство выросло на 7%.

Существующие проблемы

растет интерес к здоровому питаниюИсследование рынка хлеба показывает, что на нем существует ряд проблем, несмотря на общую стабильность. Уже третий год наблюдается постепенное сокращение спроса, связанное с изменением предпочтений потребителя. Это вынуждает производителей обратить большее внимание на принципы правильного питания: в моду входит хлеб с различными витаминными и минеральными добавками, меняются технологии изготовления.

На работу предприятий и поставки товаров покупателям напрямую влияет общая экономическая ситуация в стране: стоимость сырья, топлива, горюче-смазочных материалов, оборудования. Рост стоимости горючего в итоге отражается на цене продуктов питания, она растет в соответствии с уровнем инфляции. Это становится дополнительной нагрузкой на бюджет конечного потребителя.

Прогноз развития

Спрос на хлебобулочные изделия напрямую зависит от экономической ситуации и уровня жизни, В кризисные периоды рынок хлеба растет, так как он становится одним из ключевых продуктов питания для населения из-за невысокой стоимости. Когда ситуация нормализуется, продажи снижаются, так как потребители ориентируются на иные продовольственные товары.

Чтобы продукция соответствовала предпочтениям покупателей, производителям требуется модернизировать производство, а для этого потребуются немалые финансовые затраты. Кроме того, появилась потребность в увеличении срока хранения продукта: рынок хлеба с длительным сроком увеличился на 6,5% в течение 5 лет с 2010 по 2015 год, спрос в этом сегменте растет.

В дальнейшем предприятия ждут модернизации для обновления оборудования и совершенствования технологий производства. Вложения в этом сегменте окупаются, так как спрос остается постоянно высоким, даже несмотря на некоторое снижение. Рост конкуренции на рынке хлеба вынуждает производителей привлекать потребителей за счет разнообразия сортов и других улучшений ассортимента.



Комментарии
{**}