Военное судостроение в России: анализ отрасли

11 июня 2018, 08:40 3173

Военное судостроение – одна из важнейших отраслей во всей российской промышленности. Уже известно, что один человек, занимающийся строительством кораблей, дает работу минимум 3-4 специалистам смежных профессий. То есть рост строительства судов является результатом подъема всей машиностроительной отрасли, а также развития научно-производственного потенциала. Сейчас строительство военных судов набирает обороты – доля России уже составляет 12% в общей мировой отрасли.

Состояние военного судостроения

военное судостроениеВоенное судостроение в России традиционно резко опережает гражданское – по этому направлению страна остается только на 82-м месте в мире. Доля военно-морской техники составляет до 70% в общем производстве, причем не меньше 21% продукции поставляется на экспорт. Государственная программа производства судов разработана до 2020 года, она предполагает загрузку предприятий государственными заказами для нужд оборонного комплекса.

Крупнейшим предприятием в военном судостроении остается «Объединенная судостроительная корпорация» - она включает в себя более 40 организаций. В их числе проектно-конструкторские бюро и крупные производственные комплексы, это позволяет создавать с нуля корабли по последнему слову техники. Центр военного судостроения в России работает на основе нескольких принципов:

  • Высокая доля государственного управления. Она составляет 95% в корпорации, это обеспечивает выполнение оборонных заказов.
  • Принцип распределенной верфи. В создании кораблей участвуют сразу несколько предприятий, ведётся единый технологический процесс.
  • Внедрение инноваций. Российская техника пользуется спросом в мире за счет мощной научно-производственной базы, в разработке кораблей участвуют крупные научные центры.

Долгосрочная программа корпорации включает в себя строительство надводных многофункциональных кораблей, атомных подводных лодок, а также различных судов обеспечения.

Особенности военного судостроения

ОСКК 2018 году в судостроительной сфере работают более 1000 предприятий, причем наблюдается значительный перевес военного судостроения над гражданским. В этом направлении рост наблюдается уже последние 5 лет, в нее были сделаны крупные вложения со стороны государства. Только за 2013 год были потрачены не менее 200 миллиардов рублей. В этой сфере есть ряд важных особенностей:

  • Наукоемкость производства. Разработка новых технологий и их внедрение в практику требует использования подготовленных научных кадров, а эта отрасль в России переживает не лучшие времена.
  • Капиталоемкость и высокая стоимость продукции. Покупатель при этом заинтересован в сокращении издержек, поэтому в этом направлении продолжает расти конкуренция.
  • Длительный цикл разработки и изготовления. Технологии стремительно устаревают, и это необходимо учитывать при разработке долгосрочных планов.

Российское военное судостроение превосходит гражданское по вложениям в модернизацию производства, эффективности работы верфей и многим другим параметрам. Если оборонная продукция пользуется спросом, то в гражданском секторе большинство покупателей предпочитает приобретать суда за рубежом, а также обращаться в зарубежные верфи для их ремонта.

Конкуренция в области судостроения

США мировой лидер по судостроениюНаиболее крупными конкурентами России в области военного судостроения стали Китай, Япония и Южная Корея, мировым лидером остаются Соединенные Штаты Америки. Поднебесная сегодня выполняет до 33% всех мировых заказов, это стало возможным после вложения колоссальных средств в подъем производства. Для преодоления конкуренции России придется провести комплексную модернизацию предприятий, а также найти возможности для поддержки производителей.

Пока что в России действуют два основных центра – Северный и Западный, основная доля продукции приходится на Санкт-Петербург. Из 50 крупных организации в отрасли на оборонную сферу работают 12, это обеспечивает более высокий производственный потенциал.

Перспективы развития

Правительством разработана программа модернизации до 2030 года, к настоящему моменту она реализована на 65%. Изменившаяся политическая ситуация резко повысила спрос на военные корабли, так как остро стала проблема охраны государственных границ и защиты национальной безопасности. Это должно привести к притоку капитала в отрасль и увеличению государственных оборонных заказов.

Однако в гражданском сегменте судостроения сложно ожидать резких улучшений, доля военной продукции по-прежнему будет оставаться более значительной. Это связано и с особенностями предприятий, и со структурой спроса.



Комментарии
{**}