Экспорт автомобилей из России: перспективы роста

07 мая 2018, 10:21 159

За 2017 год экспорт автомобилей из России вырос почти на четверть, причем в этом сегменте рынка наблюдаются принципиально новые явления. За рубежом увеличился спрос не только на собственно российские машины, но и на иномарки, которые собираются на российских предприятиях. Такая ситуация обусловлена как особенностями российского рынка, так и мировой экономической ситуацией.

Статистика экспорта автомобилей за 2017 год

экспорт автомобилейФТС сообщает, что в течение прошлого года экспорт автомобилей с российской территории значительно увеличился. Иностранцы приобрели 64 тысячи машин, общая стоимость которых превысила миллиард долларов. Рост продаж в денежном выражении составил 31%, что также немало с учетом относительно стабильного валютного курса в течение прошлого года.

Основную долю увеличения в структуре экспорта российских автомобилей показывает легковой транспорт – объём поставок увеличился почти в два раза за счет покупателей в странах дальнего зарубежья. С грузовиками ситуация обратная: в дальнем зарубежье спрос на них почти не растет, а вот ближайшие соседи интересуются ими все больше: увеличение спроса достигло 30%.

Один их примеров успешного завоевания европейского рынка – иномарки Skoda, собираемые на российском предприятии ГАХ и поставляемые в Чехию. Машины исконно чешской марки оказалось выгоднее производить в нашей стране, чтобы затем отправлять через границу в Европу. 10% российского экспорта автомобилей составили продажи в Латвию, машины отправляются даже в Объединенные Арабские Эмираты.

Причины роста экспорта автомобилей

сборка машин в РоссииРезкий рост экспорта легковых автомобилей удивляет экспертов, хотя у него есть сразу несколько объективных причин:

  • Экономическая выгода. Сборка машин в России обходится значительно дешевле аналогичных производственных процессов в странах Европы, поэтому производителям выгодно задействовать местные заводские мощности.
  • Повышение конкурентоспособности российского производства. УАЗ и другие производители автомобилей уже сейчас пользуются государственной поддержкой, это позволило привлечь новые инвестиции и модернизировать производственные площади.
  • Колебания валютного курса. Снижение стоимости рубля обеспечивает дополнительную экономическую выгоду от сборки авто на российской территории. При этом из-за высокой зависимости от импортных деталей дополнительное снижение курса привело бы к убыткам. Однако пока рубль остается относительно стабильным, и его курс удерживается возле отметки 60 р за доллар, это устраивает всех участников отрасли.

Эти и некоторые другие причины сделали экспорт российских автомобилей достаточно прибыльным для производителей и привели к повышению интереса иностранных покупателей.

Проблемы экспортного рынка

Экспорт автомобилей из России все еще сталкивается с целым рядом проблем, которые тормозят развитие производства и повышение спроса. В первую очередь, они связаны с недостаточной форсированностью системы международного сотрудничества. Отсутствие постоянных соглашений между продавцами и покупателями, а также бюрократическая волокита приводит к дополнительным проблемам логистики, и с транспортировкой транспортных средств возникают сложности. Чтобы их преодолеть, требуется системная государственная поддержка.

В результате неоправданных задержек и более сложных маршрутов транспортировки себестоимость машин может вырасти на 15-30%, в результате их перевозка за границу станет невыгодной для покупателей. Для преодоления негативной тенденции требуется разработка комплекса мер поддержки производителей, а также установление прочных торговых связей между странами.

Перспективы дальнейшего развития

Лада НиваДаже в условиях снижения спроса на внутреннем российском рынке востребованность отечественной автомобильной техники продолжает расти. Наиболее перспективной моделью по-прежнему остается Лада 4х4 «Нива»: после модернизации она стала более надежной и комфортной, что произвело положительное впечатление на иностранных покупателей. Также растет спрос на Ладу Гранту и некоторые другие бюджетные модели, особенно активно они поставляются в Белоруссию и Казахстан.

По самым оптимистичным прогнозам, общий объем экспорта автомобилей к 2025 году достигнет 4,41 млрд долларов. Однако, чтобы это стало возможным, необходимо разработать комплекс мер государственной поддержки для производителей и торговых организаций. Эксперты отмечают, что на данном этапе государству важнее вкладывать средства в развитие внутреннего рынка, так как это позволит получать от производителей больше налогов.

Сложно сказать, как изменится текущая ситуация, но можно ожидать, что интерес иностранных покупателей к отечественному автопрому не снизится в ближайшие годы.



Комментарии
{**}