Рынок госзакупок: анализ и перспективы

14 февраля 2018, 18:41 122

Рынок госзакупок – важный институт развития и поддержки экономики, он необходим для поддержки малого и среднего бизнеса, а также для формирования здоровой конкуренции и экономии госбюджета. К 2016 году в России объем госзаказов достиг 30 трлн. руб., что составляет 25% от ВВП страны. В этой отрасли работают до миллиона человек, в 2016 году в ней участвовали больше 330 тысяч заказчиков и больше 500 тысяч поставщиков. Заказчиками в этой системе становятся государственные региональные и муниципальные организации, а также корпорации, которые полностью или частично контролируются государством.

Текущая ситуация на рынке госзакупок

рынок госзакупокДо 14 апреля регулированием процессов закупок занималось Минэкономразвития РФ, после постановления № 442 эти полномочия перешли к Федеральному казначейству. Этот орган контролирует единую информационную систему (ЕИС), через которую ведется процесс закупок. Также процесс контролируется Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Организация торгов ведется на электронных площадках с конкурсной комиссией.

Анализ рынка госзакупок позволяет выявить избыточный контроль со стороны государства и бюрократизацию процесса. В течение первых месяцев 2017 года это привело к сокращению размещенных заявок, из-за чего заказчики испытали сложности с получением необходимых товаров и услуг. Проблемы возникли по следующим причинам:

  • Технические сбои в работе ЕИС. Из-за этого возникают проблемы с регистрацией заявок.
  • Требование к разработке плана операций на рынке госзакупок на ближайшие три года. Из-за бюрократизованности этого процесса в регионах размещение заявок затягивается, срываются планы.
  • Появление большого количества новых подзаконных актов. Только за 1 год появилось 70 подзаконных актов, отслеживать и исполнять которые проблематично.
  • Введение казначейского контроля. Появление нового контролирующего органа также привело к новым сложностям из-за сбоев с автоматизацией.

Анализ рынка госзакупок: снижение конкуренции

Единая информационная системаЕще одной проблемой, которую выявляет анализ рынка госзакупок, стало снижение конкуренции. Проведенный в июле 2017 года Минфином мониторинг показал, что 94% всех сделанных закупок проводится у единственного поставщика. Фактически, только 5,8% проведенных торгов осуществляются через аукционы с соблюдением законодательных норм.

Это говорит о том, что госпредприятия находят возможность обойти антимонопольные преграды и продолжают сотрудничать с единственным поставщиком, что открывает широкий простор для злоупотреблений при формировании цен. Нельзя исключать и коррупционную составляющую при проведении фальшивых торгов, в которых фактически участвует только один поставщик.

За первое полугодие 2017 года заказчики по 223-ФЗ заключили контракты на сумму до 9 трлн. рублей, что несложно узнать из отчетности ЕИС. При этом сумма закупок у единственного поставщика составила 3,8 трлн. руб. – это больше трети от всех заключенных сделок в денежном выражении.

Причины сокращения конкуренции

Невзирая на разработанный многоступенчатый механизм торгов со сложным контролем и регулированием, государственные предприятия находят пути для заключения договоров с единственным постоянным партнером. Наиболее крупные закупки проводятся в сфере обороны, строительства, приобретения фармацевтических препаратов и медицинского оборудования. Торги в этой ситуации создают угрозу качеству приобретаемых товаров и услуг, так как при проведении аукциона необходимо выбирать наименьшую стоимость.

В результате госкомпании предпочитают проводить закупки в фоновом режиме у единственного поставщика, даже если это противоречит установленным нормам. Необходимо разработать механизм, который позволит отслеживать реальную картину с заключением сделок и контролировать добросовестность участников рынка госзакупок.

Перспективы и тенденции развития

снижение конкуренцииАнализ рынка госзакупок показывает, что, несмотря на сложную систему и большое количество нормативных актов, проблемы в этой сфере остаются нерешенными. Избыточное регулирование со стороны государства только усложняет процесс организации и проведения торгов, при этом отнюдь не гарантируется честность и открытость их проведения. Подобные проблемы наблюдаются не только в России: с ними сталкиваются Германия, Финляндия и другие европейские страны.

Рынок госзакупок нуждается в простой и прозрачной системе регулирования, которая позволит открыть путь для свободной конкуренции и исключит коррупционную составляющую. Пока добиться этого не удалось, механизм продолжает совершенствоваться. Задача контролирующих органов – найти возможность перекрыть все лазейки для предприятий, а также установить требования к поставщикам, чтобы предотвратить закупку некачественных товаров и услуг.



Комментарии
{**}