Рынок шоколада в России: анализ и перспективы

13 января 2018, 14:28 4493

Завершение экономического кризиса положительно повлияло на рынок шоколада: Центр исследований кондитерского рынка в июне 2017 года опубликовал обновленные данные о потреблении этого продукта. По оценкам экспертов, годовое среднее потребление каждого россиянина достигло 4,7 кг, что составляет около 13 г в день. Всего за 1 год российский среднедушевой показатель увеличился на 0,3 кг, значит, россияне снова готовы тратить больше денег на сладости. Однако этот уровень значительно отстает от уровня развитых стран. К примеру, гражданин Германии в среднем съедает за год до 16 кг этого сладкого продукта.

Краткий анализ рынка шоколада

молочный шоколад самый популярныйРынок шоколада в России демонстрирует рост на фоне выхода из экономического кризиса и восстановления докризисного уровня жизни. Основные черты отрасли:

  • Более 60% всей шоколадной продукции представляют конфеты, которые продаются на развес и в коробках, следующей позицией стали шоколадные плитки и батончики.
  • Россияне предпочитают молочный шоколад: анализ рынка показывает, что на этот продукт приходится 60% продаж. Темная и горькая разновидности пользуются намного меньшей популярностью.
  • Ключевая целевая аудитория для производителей – это дети и женщины. Шоколадные конфеты стали обязательной частью любого новогоднего подарка, поэтому пик продаж продукта приходится именно на декабрь. Второй важной датой для производителей стало 8 Марта: женщины всех возрастных категорий неравнодушны к этому кондитерскому изделию.

Краткий обзор показывает основные вкусы и предпочтения потребителей. Производители ориентируются на мнение целевой аудитории: они ориентированы на изготовление классического молочного шоколада, в то время как доля белой разновидности не превышает 5% от объема продаж.

Рынок шоколада в России: производители и цены

рынок шоколадаРост потребления стимулирует развитие отрасли, однако в этом секторе редко возникают новые игроки. Конкуренция невелика, так как больше 80% продукции выпускаются всего 5 изготовителями. 4 из них – это российские представительства международных концернов, и только одно предприятие остается подлинно российским. Мелкие кондитерские фабрики не в состоянии конкурировать с промышленными гигантами, поэтому их доля в общем объеме производства и потребления крайне невелика.

Рынок шоколада в России напрямую зависит от уровня цен на сырье. Ключевые компоненты продукции – какао-паста и какао-масло – не выпускаются на российской территории, поэтому их приходится завозить из-за границы. В результате цена на них находится в прямой зависимости от валютного курса. Обвал рубля приведет к резкому подорожанию сырья, соответственно, увеличится цена готового продукта.

Такая ситуация наблюдалась в 2015 году: резкий скачок курса доллара и непредсказуемое снижение стоимости рубля привело к росту цена на 40%. Это резко сократило потребление и отпугнуло покупателей, но сейчас ситуация восстановилась. Уровень инфляции в этой отрасли не отличается от среднего по другим видам пищевых продуктов.

Экспорт продукции на мировой рынок

масло какаоРоссийский рынок шоколада адаптировался к новым условиям, и сейчас производители уже наращивают поставки за границу. Кондитерская продукция активно поставляется на экспорт, за рубеж отправляется до четверти всех производимых объемов. Основными потребителями сладкого лакомства стали Китай, Белоруссия, ФРГ, даже Япония и Австралия. Любопытно, что российский товар отправляется даже в Сомали.

Рынок шоколада в России отражает экономическую ситуацию. Рост производства позволил нарастить объемы экспортных поставок, повышение качества привело к увеличению международного спроса. Положительная тенденция частично объясняется низким курсом рубля: закупать товар в России для международных поставщиков оказывается выгоднее, чем в Германии или Швейцарии.

Перспективы рыночного развития

За 2016-2017 год удалось нарастить до 45% объемов производства, и положительная тенденция должна сохраниться и в 2018 году. Рынок шоколада в России растет быстрыми темпами, причем в этом сегменте возникло несколько необычных направлений.

Так растет спрос на нестандартную продукцию, изготовленную вручную. В отличие от массовых брендов, такой товар позиционируется как элитный, и это провоцирует усиленный спрос определенной группы покупателей. Предполагается, что потребление продукции высокого класса вырастет, хотя и не настолько быстрыми темпами, как массовый сектор.

В отличие от европейского рынка шоколада, в России достаточно медленно приживаются новые вкусовые новинки, такие как подсоленные шоколадные плитки или шоколадно-фруктовые лакомства. Однако и в этом направлении отмечаются положительные шаги, производители стремятся расширить ассортимент для увеличения покупательского спроса.



Комментарии
{**}