Рынок красной икры: анализ и перспективы

07 декабря 2017, 19:06 91

Рынок красной икры в России остается нестабильным. В период с 2013 года по 2015 год он демонстрировал спад, связанный и с неудачными путинами, и с природными колебаниями, и с организационными факторами. Однако в 2016 году ситуация изменилась: производство за год увеличилось на 20%, всего произведено 9 613,2 тонн икры лососевой. На рынок красной икры влияет целый ряд факторов, поэтому сложно сделать четкий прогноз, многое зависит от иностранных производителей.

Общие данные рынка красной икры в 2016-2017 году

рынок красной икрыВ первые полгода 2017 года удалось повысить производство почти в полтора раза, в сравнении с показателями прошлого года, суммарный объем выпущенной продукции составил 4 985,1 тыс. тонн. Лидером в этой отрасли по итогам 2016 г. остается Дальневосточный федеральный округ, на его долю приходится 78% от всего производственного объема.

На рынке красной икры отличаются следующие колебания показателей стоимости:

  • Средняя цена на этот вид продукции увеличилась за три года на 47% и составила 2 018 352,0 руб./тонн. Это дорогостоящий продукции, имеющий свою специфику продажи: увеличение стоимости и снижение покупательской способности населения из-за кризиса резко снизило доступность продукта для широких масс покупателей.
  • Наиболее резко цены росли в середине 2016 года, в этот период инфляция в отрасли достигла 26%.
  • Розничная стоимость продукции в продолжение 2017 года увеличилась на 6,9%, в последние месяцы года она составляет около 3 319,4 руб./кг. Несмотря на увеличение объемов добычи, продукт остается редким деликатесом на столах россиян, увеличение спроса наблюдается только к концу года, в преддверии традиционных новогодних праздников.

Крупным поставщиком остается компания ГК «Русский икорный дом», сахалинская компания «Тунайча», ГК Salmonika, на рынке красной икры есть еще ряд крупных игроков.

Основные тенденции экспорта

Российские рыбаки в этой отрасли работают преимущественно на внутренний рынок. В Китае и Японии продукт не пользуется большим спросом: соленая красна икра высоко ценится в славянской культуре, азиаты считают ее крупной и невкусной. Азиатские компании закупают продукт только в свежем виде, что создает сложности с заготовками и сокращает объемы экспорта в этом направлении. На японские и китайские рынки намного активнее поставляется морской еж, мидии, трепанги и другие морские деликатесы, которые не пользуются постоянным спросом в отечественной культуре потребления.

Однако экспортные поставки активно ведутся в страны бывшего СССР. Продукт пользуется спросом в Грузии, Азербайджане, в Таджикистане, на Украине и других бывших союзных республиках. За 2016 год объем экспорта составил 69 тонн, что относительно немного, по сравнении с внутренним потреблением.

Импорт на рынке красной икры

Русский икорный домРоссийские производители не в состоянии в полной мере обеспечить внутреннего потребителя достаточным количеством товара. Суммарная потребность российского рынка красной икры достигает 20–25 тыс. тонн, в то время как произвести удается не больше 15 тыс. тонн. Хотя продукт считается деликатесным и покупается редко, к праздникам спрос традиционно возрастает, и это приводит к дефициту с резким увеличением стоимости.

Первоначально российские изготовители закупали замороженное сырье в Соединенных Штатах и Канаде, оно шло на приготовление икорного продукта. Введенные санкции и продовольственное эмбарго перекрыли эту возможность, однако опустевшую нишу закрыли белорусские производители. Белоруссия закупает за границей свежую продукцию и после засола поставляет ее в Россию, при этом качество такого продукта ниже, чем у дальневосточных поставщиков.

Перспективы развития аквакультур

развитие аквакультурПредполагалось, что после введения эмбарго удастся наладить производство красной икры в аквакультурах, и это повлияет на состояние рынка, сделав товар более дешевым и доступным. Однако в течение трех лет в этом направлении не произошло значительных сдвигов. Доля продукта, выращенного в аквакультурах слишком мала, чтобы серьезно влиять на ценообразование.

Однако рост цен связан не только с особенностями производства. На стоимость влияют посредники, которые перекупают красную икру у рыбаков и поставляют ее в торговые сети. Торговые наценки в разы повышают стоимость упакованного деликатеса, который попадает на стол к покупателям.

Правительство регионов и ФАС пытается вести разъяснительную работу с рыбаками, чтобы уменьшить количество посредников в цепочке и в итоге снизить ценовой уровень. Однако пока ситуация остается напряженной: дорогой продукт приносит доход торговым сетям и посредникам, поэтому они не отказываются от бизнеса и мешают промысловикам найти прямые пути для продажи товара.



Комментарии
{**}