Перспективы развития рынка услуг: 5 тенденций

15 октября 2017, 10:51 334

сфера услугСфера услуг остается значимым компонентом постиндустриальной экономики страны. Перспективы развития рынка в этой отрасли важны для стратегического планирования на ближайшие годы. Сейчас доля этой отрасли в ВВП государства резко увеличивается, однако российские показатели до сих пор в несколько раз отстают от развитых стран Европы и Соединенных Штатов. Проблема перспектив развития рынка изучается учеными различных специальностей: это социологи, маркетологи, политологи и не только. Научные исследования в этой отрасли выявили ряд тенденций, которые наблюдаются в течение 5 последних лет.

Перспективы развития рынка услуг в текущем году

Перечень услуг продолжает расширяться, причем на рынке возникают и набирают популярность новые, ранее не существовавшие предложения. Всего за несколько лет резко вырос спрос на автокредиты, ипотеку, предложения операторов сотовой связи, а также различные новые направления в IT-сфере. Россиянам стал доступен набор кредитных инструментов, высокоскоростной интернет, появились различные формы сервисного обслуживания широких масс.

Основные тенденции изменений

растет доля платных услуг в медицинеВ научных публикациях последних 5 лет отмечаются следующие тенденции и перспективы развития рынка:

  1. Повышение требований к качеству услуг и уровню предлагаемого сервиса. Особенно это заметно на примере ресторанного и гостиничного бизнеса, индустрии красоты и развлечений: требования российских клиентов приближаются к европейским стандартам, и это вынуждает поставщиков приспосабливаться к меняющимся условиям.
  2. Снижение доходности бизнеса за счет увеличения издержек. Первый фактор приводит к росту затрат организаций, что делает бизнес менее доходным и требует большей осмотрительности при вложениях. Компании, не сумевшие адаптироваться к новым условиям, постепенно выдавливаются с рынка, выжить становится сложнее.
  3. Уменьшение количества первичных потребителей на фоне увеличения объемов потребления. Растет доля повторных обращений в организации, причем количество потребителей пополняется за счет средне- и высокообеспеченных слоев населения.
  4. Укрупнение предприятий сферы обслуживания. В условиях растущей конкуренции проще выживать крупным организациям и сетевым компаниям, которые делят между собой сферы влияния и целевую аудиторию. Возможно, перспективы развития рынка таковы, что в скором будущем мелким организациям будет очень сложно приступить к работе.
  5. Расширение предлагаемого ассортимента. Российским потребителям предлагается примерно тот же набор услуг, что и гражданам западных стран: новыми направлениями стали консультационные, страховые, рекламные предложения, которые еще недавно казались заграничной экзотикой.

Перспективы развития рынка услуг сложно рассчитать точно, так как в экономике наблюдается противоречивая ситуация. В государственной сфере снижается доступность даже базовых социальных предложений для широких масс населения, и это спровоцирует рост в коммерческом секторе. В медицине, образовании и ЖКХ увеличивается доля платных услуг. Рри этом до сих пор механизмы их оказания не отрегулированы законодательно, что провоцирует недовольство потребителей.

Перспективы развития рынка в ближайшие годы

В коммерческом секторе ожидается развитие стандартных рыночных процессов. Услуги низкого качества окажутся невостребованными, конкуренция приведет к росту уровня обслуживания потребителей и расширению предлагаемого ассортимента. Также перспективой развития рынка является повышение информированности об оказываемых услугах. Этому способствуют новые информационные технологии. Улучшается оснащенность сервисных организаций, при этом импортное оборудование и материалы постепенно заменяются доступными по стоимости российскими аналогами.

Сфера государственных услуг

государственные услугиВ государственной же сфере решающую роль сыграет выбранная правительственная политика. Ожидается расширение платных образовательных и медицинских услуг, введение страховой системы вместо бюджетной и других решений, направленных на сокращение государственных затрат. При этом перспективы развития рынка платного образования и медицинского обслуживания остаются туманными. Требуется разработка критериев качества, а также законодательное регулирование деятельности участников этих секторов.

Основная перспектива развития – увеличение доли услуг в ВВП страны, в 2013 году она составляла 69% и продолжает расти. Однако, чтобы достичь показателей развитых государств, требуется не менее 75% ВВП, что наблюдается в странах Западной Европы. Сложно предугадать точные показатели, однако можно сделать вывод на основе выявленных тенденций: рынок услуг продолжит расширяться, и с каждым годом будет увеличиваться количество крупных компаний-участников.



Комментарии
{**}