Авиапром России набирает высоту

15 сентября 2017, 09:59 174

авиапром РоссииЗатяжной финансовый кризис 2008-2012 гг. и скоротечную рецессию 2014-2015 гг. авиапром России перенёс неплохо, выйдя из них без фатальных потерь. Крах совместного канадско-российского проекта по выпуску турбовинтовых Q-400 не в счёт. Здесь пострадали, скорее, канадцы. Ежегодный авиационный форум МАКС, состоявшийся прошедшим летом, показал, что авиапром России преодолел кризисные явления и набирает высоту, предлагая новые летательные аппараты (ЛА), интересные как отечественным, так и зарубежным покупателям.

Наша страна занимает второе место в мире по объёму гражданских лайнеров и третье по вертолётам разного назначения. Благополучное положение дел в отрасли подтверждается статистикой. По сведениям Росстата, суммарный объём продаж авиапродукции в 2016 году зафиксирован на уровне в 900 млрд. руб., а увеличение объёма производства к 2015 году составил 21% (по гражданскому сектору). Ждём информации по 2017 году – вероятно, она будет также позитивной.

Авиапром России: игроки

Сухой Суперджет 100Авиационная промышленность Российской Федерации представлена двумя госкомпаниями – Объединённой авиастроительной корпорацией и Оборонпромом. Первая сосредоточена на производстве собственно самолётов. В зону ответственности второй входят вертолёты и авиационные двигатели всех типов. Таким образом, авиапром России выпускает как гражданские, так и военные летательные аппараты.

Обе госкомпании включают предприятия, непосредственно выпускающие технику, и научно-исследовательские институты, а также десятки конструкторских бюро. Число организаций, работающих в этой сфере машиностроения, составляет свыше 200. Они локализуются, в основном, в промышленных центрах, но некоторые размещаются в сравнительно небольших населённых пунктах. Так, предприятие по выпуску флагмана гражданского авиапрома России – лайнера «Сухой Суперджет 100» находится в городе Комсомольск-на-Амуре, который крупным назвать трудно.

Современные тенденции в авиапроме России

МАКС-2017Распад СССР и разрушение производственных связей нанесло урон индустрии, который, впрочем, не стал непоправимым. Массового закрытия авиапредприятий удалось избежать. За четверть века заводы поднялись на ноги, хотя и не вышли на темпы советских времён. Многие из них были перепрофилированы на выпуск смежной продукции.

Главенствующая тенденция в авиапроме России – создание конкурентоспособных транспортных средств, способных вытеснить с рынка авиаперевозок европейские и американские ЛА. Для этого нужны более экономичные и безопасные самолёты. Ключевая задача состоит во внедрении автоматизированных систем управления навигационным оборудованием. В военном авиастроении главный тренд состоит в улучшении тактико-технических данных, хотя реальность показывает, что в маневренности и боевых характеристиках наши истребители, штурмовики и бомбардировщики – лучшие в мире.

Госпрограмма по развитию авиационной промышленности на 2013-2025 годы

Для эффективного решения задач, стоящих перед авиапромом России, была принята и в настоящее время успешно реализуется государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Она предусматривает активное вовлечение в самолётную индустрию инновационных подходов, касающихся, в первую очередь, использования энергоэкономичных решений при производстве ЛА, повышения экономичности машин, применения материалов с улучшенными параметрами, например, композитов.

Реализация данной госпрограммы должна привести к появлению в отечественном авиапарке принципиально нового авиатранспорта, способного решать проблему растущих объёмов грузовых и пассажирских перевозок. И первые подвижки в этом направлении уже наблюдаются. Упомянутый выше салон МАКС продемонстрировал любопытные новинки авиапрома России, которые, может быть, ещё не в полной мере могут конкурировать с зарубежными предложениями, но выглядящие на их фоне перспективно.

Новые летательные аппараты

Участники МАКС-2017 показали модели ЛА из разных кластеров. Посетители салона познакомились с обновлённым истребителем МиГ-35, перспективным среднемагистральным лайнером МС-21 (правда, в виде макета), возрождённым дальнемагистральным ИЛ-96 и некоторыми другими продуктами отечественного самолётостроения. Потенциальные покупатели смогли всесторонне оценить продукцию и прицениться к ней.

Несмотря на то, что авиапром России занимается, главным образом, реанимацией советских проектов, производственную деятельность наших авиазаводов можно признать успешной. Общая активизация экономической жизни приведёт в сочетании с реализацией описанной выше программой, безусловно, усилит положительные тенденции в отрасли. И тогда наши самолётостроители и наберут настоящую высоту.



Комментарии
{**}