Речное судоходство в России восстанавливается после кризиса

13 сентября 2017, 13:36 137

Внутренние водные артерии Российской Федерации составляют транспортную сеть общей протяжённостью 115 тысяч километров – почти два земных экватора. Это делает речное судоходство значимой частью транспортной отрасли. Конечно, из-за малой продолжительности навигации и слабо развитой причальной инфраструктуры грузовые и пассажирские перевозки по рекам не могут в объёмах конкурировать с автомобильными, железнодорожными и авиационными. Однако свои 117 миллионов тонн разнообразных грузов баржи и теплоходы в 2016 году всё же перевезли. Тем самым речное судоходство немного разгрузило другие транспортные отрасли и заняло своё место в общей картине.

Достоинства речного судоходства с точки зрения грузоперевозок

речное судоходствоОсновное преимущество заключается в чрезвычайно низкой себестоимости грузовых перевозок по рекам. Во-первых, суда потребляют незначительное количество топлива по сравнению с другими транспортными средствами. Экономия настолько велика, что новые суда окупаются в течение одной навигации. Во-вторых, сезонный характер работы речного судоходства снижает зарплатную нагрузку на перевозочные компании.

В любом случае, использование этого вида ТС является выгодным. Жаль, что доступна эта услуга лишь 4-6 месяца в году, а в северных регионах и того меньше. Хотя в последние годы в некоторых субъектах Российской Федерации практикуется опыт прокладки Северного морского пути – в декабре-январе по рекам курсируют ледоколы и ведут караваны барж. Однако этот подход пока не получил широкого распространения.

Пассажирское речное судоходство

пассажирское речное судоходствоСледует понимать, что речное судоходство в России это не только транспортировка продукции сельского хозяйства, нефти и нефтепродуктов, а также продуктов горнорудной промышленности. Теплоходы занимают долю и в пассажирских перевозках. И в связи с развитием внутреннего туризма в этой сфере усматривается мощный потенциал развития. Активизация деятельности в этом направлении может стать драйвером для отрасли. Кстати, практика показывает, что именно так дела и обстоят.

Так, летом 2017 года появились сообщения о том, что в нашей стране возобновлено производство пассажирских судов на подводных крыльях «Комета». Завод в г. Рыбинске Ярославской области уже получил финансирование на развитие этого проекта. Причём, речь идёт о выпуске совершенно новых ТС для речного судоходства. Обновлённые теплоходы мало чем будут напоминать устаревшие модели. Это будет совершенно иной транспорт – ещё более удобный для пассажиров и безопасный для судовождения. Министр транспорта РФ Максим Соколов назвал этот пилотный проект важной вехой и напрямую связал эту работу с выходом отрасли из кризиса.

Государственный приоритет

причальная инфраструктураЛетом 2016 года в Волгограде состоялось заседание Госсовета, целиком посвящённое развитию внутренних водных путей в Российской Федерации. Он заявил, что соответствующие ведомства должны скоординировать усилия по более активному вовлечению этой перевозочной отрасли в хозяйственную жизнь государства. Это подразумевает решение двух проблем.

Первая – модернизация парка судов, как грузовых, так и пассажирских. Решение данного вопроса напрямую связывается с привлечением в речное судоходство частных инвестиций, к примеру, передачей судостроительных верфей в концессию. Минусом для концессионера и любого другого инвестора является сравнительно большой срок окупаемости вложений, но даже при этом условии можно найти механизмы, делающие инвестиции в эту сферу привлекательными.

Вторая проблема заключается в создании современной причальной инфраструктуры. Не секрет, что она сегодня изношена практически до предела, и уже не отвечает жестким требованиям, предъявляемым владельцами грузов к речному судоходству. Пирсы и причалы не обеспечивают безопасности барж и теплоходов, что непосредственно угрожает перевозимым материальным ценностям при погрузке и разгрузке. В рамках работы по обновлению причальной инфраструктуры необходимо внедрение передовых транспортировочных систем, надёжных грузоподъёмных устройств, автоматизированных средств учёта и так далее.

Модернизация водных путей

Как ни странно звучит эта фраза, тем не менее, реки и другие водные пути можно так же модернизировать, как и искусственные дороги. Здесь обновление предполагает, прежде всего, углубление фарватера. Увеличение глубины позволит использовать суда большего водоизмещения, что в свою очередь повысит рентабельность речного судоходства, так как транспортные средства смогут перевозить за одну навигацию больше народохозяйственных грузов. В результате возникнут условия для полноценного выхода внутреннего судовождения из кризиса. В конце концов, Россия – страна рек и озёр, и было бы неправильным не использовать свои географические преимущества в полной мере.



Комментарии
{**}