Рынок леса в России: анализ и перспективы

03 июля 2017, 09:32 206

По итогам I квартала 2017 года российский рынок леса показывает увеличение объёмов по всем направлениям – как в заготовке, так и производстве деловой древесины. При этом экспорт немного опережает внутреннее потребление, что объясняется падением отечественного спроса на продукцию деревообрабатывающей промышленности. На рынок леса и пиломатериалов в нашей стране влияют те же факторы, что управляют экономикой в целом. Конечно, кризисные явления, связанные с геополитикой, ещё устранены не до конца, но положение дел улучшается от месяца к месяцу.

Динамика рынка леса в России

рынок лесаВ течение первых 4-х месяцев эксперты отрасли отмечают качественное изменение лесозаготовки. В сравнении с тем же периодом 2016 года на 6% выросли объёмы лиственных пород, а вот хвойной древесины заготовили меньше на 1%. Однако в абсолютных величинах заготовка сосны и ели по-прежнему впереди. В первом квартале российский рынок леса получил 26 млн. м³ хвойных, а лиственных – только 9,5 миллионов кубов. Немного – на 0,5% – выросли поставки топливной древесины, составив 1 миллион кубометров.

Падение спроса на хвойные породы объясняется, в первую очередь, снижением производства бумаги и картона. Основными потребителями сосны являются целлюлозно-бумажные комбинаты, а они сейчас находятся далеко не в лучшем положении из-за кризиса. Строительство как направление диверсификации рынка леса рассматривать уже не следует – здесь дерево активно и повсеместно заменяется другими стройматериалами.

Экспортный рынок леса

плиты ДВПНаша страна в течение многих веков является надёжным и недорогим поставщиком лесоматериалов. Не изменился этот статус и до сих пор. Мы поставляем на мировой рынок леса как сырьё, так и продукцию с высокой степенью переработки. И если всего несколько лет назад доля сырого дерева в общем объёме превышала партии готовых изделий, то теперь картина начинает меняться.

Оснащение деревообрабатывающих производств новой техникой позволяет отечественным производителям выпускать строительные и прочие материалы мирового уровня качества. Так, наш рынок леса предлагает зарубежным потребителям качественную фанеру, плиты ДВП, ДСП и МДФ. Досадным обстоятельством является то, что у нас не произрастают драгоценные породы деревьев – климат не тот и почвы не подходят. Поэтому в производстве элитной отделки мы пока отстаём, но во всём остальном вполне вписываемся в актуальные международные тренды.

Снижение стоимости продукции

В кризисных условиях предприятия, осуществляющие деятельность на рынке леса и пиломатериалов, вынуждены прибегать к разным способам оптимизации бизнеса. Один из них и самый очевидный – это снижение цены продукции. Причём, стоимость падает по обоим направлениям. Дешевеет как сырьё, так и товары с высокой степенью переработки. Ценовой уровень удаётся снижать за счёт применения производительного оборудования на лесозаготовках и энергосберегающих технологий на деревопереработке.

С другой стороны, стоимость снижается из-за роста валютных курсов, благодаря чему игроки экспортного рынка леса получают в рублёвом выражении неплохие дивиденды и могут себе позволить не слишком задирать внутренние цены. Конечно, потребители конечной продукции, например, бумаги или мебели, не ощущают этого ценовой либерализации, но это результат действия уже других рыночных механизмов – торговых и так далее.

Расширение площадей лесозаготовки

Минприроды РоссииОдно из преимуществ Российской Федерации заключается в колоссальной территории, покрытой лесами. Благодаря этому наш рынок леса ощущает себя уверенно, по крайней мере, в отношении сырьевого дерева. Конечно, расточительное хозяйствование в области заготовки недопустимо, и Минприроды РФ пристально следит за этой сферой, но разумные предприниматели не находят преград.

Так, недавно были проведены тендеры на освоение новых делянок на территориях Красноярского края и Удмуртии общей площадью около 1000 га. Это позволит активизировать рынок леса в непростые времена. Победившие в конкурсе компании будут осваивать эти участки в течение нескольких лет. По условиям конкурса, объявленным природоохранным ведомством, лесозаготовители будут обязаны выполнить рекультивацию земель в местах вырубки.

Сохранение лесного фонда

Одна из важнейших задач, стоящих перед компаниями, которые работают на рынке леса, состоит в сохранении лесного фонда. Её решение требует оснащения лесозаготовительных предприятий новым оборудованием. Необходимы машины, которые при вырубке взрослых и старых деревьев сберегают молодняк и не ухудшают условий его роста. Это требует валютных вливаний в отрасль, поскольку техника собственного производства не вполне отвечает этим требованиям. Проблему, скорее всего, придётся решать на государственном уровне.



Комментарии
{**}