Производство грузовиков в России растет

15 июня 2017, 08:28 350

В период с 2013 по 2016 годы производство грузовиков в России демонстрировало отрицательную динамику. И это на фоне стремительного роста мирового рынка. Снижение спроса со стороны внутреннего потребителя не удавалось компенсировать экспортом, на поддержку которого правительство бросило большие средства. В нынешнем году у ведущих игроков сектора появился повод для сдержанного оптимизма.

Производство грузовиков в России в 2017 году

производство грузовиковПо итогам первых четырех месяцев 2017-го, объем внутреннего рынка грузовиков российского производства вырос на 33,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го (данные агентства «Автостат»). За это время компании РФ выпустили 19 300 новых машин. В апреле прирост составил 5 900 единиц техники, что на 35% больше, чем в прошлом году. Главную роль в прогрессе сыграли меры государственной поддержки.

Лидером в производстве тяжелых грузовиков остается завод KAMAZ, обеспечивающий больше трети общего объема продукции. Предприятие улучшило прошлогодние показатели на 27%. На втором месте оказался GAZ, но при этом ухудшил результат на 15%. Остальные места в пятерке заняли зарубежные предприятия, базирующиеся в РФ: Volvo (+300%), Isuzu (+117%) и Mercedes-Benz (+557%). Как видим, поддержка, которая с 2016-го распространилась и на иностранные бренды, им помогла больше.

Регулирование производства тяжелых грузовиков

тяжелые грузовикиНачиная с 2014-го, правительство пристально следит за ситуацией на российском авторынке. Резкое снижение спроса со стороны местных потребителей заставило принимать кардинальные меры, направленные как на стимулирование покупателей, так и на поддержку известных предприятий. Серьезные финансовые вливания дали определенные результаты. Уже в 2015-м доля грузовиков российского производства в стране составила 84% (в 2012-м показатель равнялся 61%).

Однако спрос восстановить не удалось, и фактические объемы выпуска продолжили падение. Слабость местного рынка вынудило правительство искать резервы по усилению экспортного направления. С 2016-го стартовала программа, которая предусматривает компенсацию части расходов, связанных с логистикой и адаптацией техники для продажи за рубеж. Отдельные инвесторы получили налоговые льготы и возможность участвовать в госпрограммах.

Сыграет ли ставка на экспорт?

грузовик "Камаз" - лидер отраслиПроизводство тяжелых грузовиков на экспорт остается приоритетом руководства страны и в 2017-м. Для решения задачи по продвижению планируется потратить до 6,5 млрд рублей. Пока результаты не слишком обнадеживают. В 2016-м количество поставок за границу снизилось на четверть. Это не говорит о том, что проект реализовывается по плану.

Нынешняя стратегия развития опирается на всестороннюю государственную поддержку и низкий курс рубля. Уверенности в том, что в ближайшие несколько лет бюджет обеспечит финансирование в полном объеме, нет ни у кого. Это понимают и руководители иностранных сборочных предприятий, которые не спешат инвестировать в «песочные замки».

Отсутствие внятной долгосрочной политики производства грузовиков в России – это главный тормоз отрасли. В любой момент правила игры могут быть пересмотрены, что не способствует привлечению финансов из-за границы. Не лучше дела обстоят и внутри страны. Желание переложить часть дорожных расходов на перевозчиков (история с «Платоном») привело к резкому снижению спроса на тяжелую технику.

Перспективы

Согласно действующему прогнозу НИУ ВШЭ, темпы развития экономики страны не превысят ежегодный 1% вплоть до 2020-го. Курс сохранится на уровне 65-66 рублей за доллар. В таких условиях не стоит ожидать увеличения интереса к автомобильной продукции. Объемы грузоперевозок в лучшем случае останутся на нынешнем уровне. Резко возрастет популярность бу продукции, предлагаемой по заниженным ценам.

Чтобы не выглядеть пессимистами, напомним, что печальная картина сразу изменится, как только начнутся реальные улучшения в экономике. Увеличить спрос на грузовики российского производства поможет и усиление экспортного направления. Остается надеяться, что правительство продолжит придерживаться выбранной стратегии, не останавливаясь на полпути. Мировой рынок растет и этим нужно пользоваться. Лучшие отечественные бренды пока нельзя отнести к топовым, так что есть, к чему стремиться.

Чтобы составлять конкуренцию на международном уровне, следует уделять серьезное внимание модернизации предприятий. Стандарты экологии и безопасности постоянно ужесточаются, как и требования к оснащению авто современными цифровыми технологиями. Не за горами то время, когда на дорогах появятся машины с беспилотным управлением. То, что вчера казалось фантастикой – завтрашняя действительность, и к этому следует готовиться.



Комментарии
{**}