Развитие судостроения: перспективы отрасли

09 июня 2017, 10:26 368

Развитие судостроения – важная задача для правительства, так как оно влияет на ряд промышленных отраслей и стимулирует занятость населения. В советские годы судостроительная отрасль самостоятельно обеспечивала себя электроприборами и различным оборудованием, в том числе сложными приборами. В настоящее время развитие судостроения вызывает опасения и требует принятия кардинальных мер со стороны органов власти.

Направления развития судостроения

Основное направление развития судостроения в последний год – постройка военной техники: 70% от общего числа государственных заказов приходится именно на военно-промышленный комплекс. Примечательно, что 21% кораблей строится с перспективой отправки на экспорт, русское вооружение пользуется спросом в мире и является источником существенного дохода для бюджета. Ведущим предприятием в этом секторе экономики стала "Объединенная судостроительная корпорация", эта компания занимает 7-ое место в мире по производству кораблей.

Развитие судостроения в гражданском направлении идет значительно медленнее: на конец 2016 года доля России в общем объеме производства судов на мировых верфях составляет не более 0,6%. Мировым лидером остается Китай: на его долю приходится 40% от мирового строительства.

Проблемы с развитием судостроения

развитие судостроенияПерекос в отрасли и падение объемов гражданского строительства судов вызван следующим комплексом факторов:

  • Устаревшая материально-техническая база, требующая больших вложений в обновления. Многие верфи работают на устаревшем оборудовании, установленном еще в 80-е и 090-е годы.
  • Разобщенность заводов и исследовательских организаций по отдельным ведомствам, отсутствие единой системы для планирования и организации судостроительства.
  • Отсутствие крупных объектов судостроения на Черном и Азовском море. Это вызывает сложности с восстановлением Черноморского флота, а также производством судов гражданского назначения, которые компаниям зачастую приходится заказывать за рубежом.
  • Недостаточная оснащенность для изготовления крупных объектов. Еще одна проблема – мелкосерийность, когда в разработку вкладываются большие деньги, но объект невозможно запустить в серийное производство. Такие вложения не оправданы экономически, а запуск больших серий невозможен из-за недостаточного спроса.

Аналитики отмечают, что все больше отечественных заказчиков принимают решение обратиться к иностранным изготовителям. 90% новых российских судов начинает строиться на верфях за границей, это связано с высокими показателями трудоемкости по нормам РФ. Если в Японии они составляют 10-12 чел/час, то в России – 70-80 чел/час, и это приводит к увеличению стоимости труда рабочих при меньшей эффективности.

Программа развития судостроения

нефтяной танкерПравительство ищет способы изменить ситуацию и вернуть отечественного заказчика на российские заводы. На государственном уровне разработана программа развития судостроения, по которой предполагается довести российский уровень до 3-5% от производимых в мире кораблей. Предполагается, что за несколько лет удастся добиться модернизации промышленных центров и привлечения клиентов из России на отечественные предприятия.

По государственной программе предполагается не бороться с конкурентами за серийные заказы, а вложить средства в производство высокотехнолгичных кораблей с современным оснащением. Им предстоит отправляться в экспедиции в Арктику для исследования полезных месторождений.

Большим спросом пользуются плавсредства для транспортировки природного газа и нефтепродуктов, а также ледоколы для движения по водам северного ледовитого океана и поиска новых полезных ископаемых.

Государство выделяет деньги на поддержание и развитие отрасли, однако это недостаточно для полной модернизации промышленных гигантов и перевода промышленности на новые технологии.

Перспективы развития судостроения

рыболовецкие судаРазвитие судостроения напрямую зависит от финансовых вложений правительственных чиновников в модернизацию крупных предприятий, которым придется идти в ногу со временем. В 2017г году в обновлении или капитальном ремонте нуждаются 80% российских рыболовецких судов, так как они используются дольше запланированного срока. Решается вопрос о том, чтобы отказаться от замены на подержанные иностранные плавсредства и суметь обеспечить полное импортозамещение.

Ключевым предприятием в российской экономике остается "Объединенная судостроительная корпорация", именно ей поручена разработка перспектив отрасли на ближайшие годы. Необходимо тесное взаимодействие предприятий, научного персонала и представителей государственных органов, чтобы решить сложные вопросы законодательства и начать строительство на территории РФ.



Комментарии
{**}