Торговые сети выжимают из производителей все соки

17 мая 2017, 09:02 184

С 2017 года вступили в силу поправки в закон «О торговле», призванные ограничить произвол торговых сетей. Сегодня они все более активно вытесняют с рынка мелкие магазины, и именно торговые сети становятся основой сбыта готовой продукции для поставщиков. Но при этом ритейлеры буквально выжимают все соки из производителей, чтобы максимально нарастить прибыль, хотя поставщики близки к полному разорению.

Торговые сети: двойное снижение ретро-бонуса

закон "О торговле"С июля 2016 года в основной закон «О торговле» внесено важное изменение: максимальный ретро-бонус для ритейлеров уменьшен с 10 до 5%. Ретро-бонус – вознаграждение, которое получает торговая сеть за размещение товаров на полках магазинов, величина этой суммы зависит от объема поставленной партии. Эти деньги должны пойти на оплату всех расходов магазина по перевозке товара, размещению на прилавках, маркетинговым акциям.

Уменьшение ретро-бонуса призвано помочь производителям нарастить доход, чтобы использовать его для развития бизнеса. Однако торговые сети России быстро нашли способ обойти новый закон и не только не потерять прибыль, но еще и увеличить ее за счет поставщиков. Сейчас большинство ритейлеров требует входные скидки в размере от 10 до 30%: производитель вынужден поставлять свою продукцию в магазины на уровне себестоимости, в противном случае рынок сбыта будет для него закрыт.

Этой ситуацией уже заинтересовалась ФАС, однако проблема не решена. Пока что в России нет законодательной базы, регулирующей отношения производителей и продавцов, что создает почву для злоупотреблений и неоправданного роста стоимости товаров.

За что приходится платить поставщикам торговых сетей?

Чтобы продукция дошла от производителя до покупателя, а рынок сбыта стал стабильным, поставщику приходится тратить достаточно крупные суммы. Задача ритейлера – получить максимальную прибыль и от продажи товара, и от воздействия на производителя, чтобы получать как можно дешевле, а продавать как можно дороже.

Перечень инструментов воздействия на поставщиков продукции

  • торговые сети РоссииПлата за вход, которую еще называют «входным билетом». Поставщикам приходится заплатить крупную сумму (до нескольких тысяч долларов) просто для того, чтобы их продукция в первый раз попала на прилавки сетевого магазина.
  • Плата за размещение. Уровень продаж напрямую зависит от того где и как в магазине размещен товар. Ритейлеры при заключении договора недвусмысленно намекают предпринимателю, что если он хочет действительно продать продукцию, то должен заплатить дополнительно, иначе покупатель ее просто не увидит, при этом магазин выполнит все обязательства.
  • Плата за рекламу и маркетинговые акции. Торговые сети требуют крупных скидок на проведение распродаж и маркетинговых акций, при этом поставщик даже не знает, увидит ли эти скидки потребитель. То же самое происходит с дегустациями, распродажами и другими вариантами привлечения клиента. Были случаи, когда торговая сеть взимала плату за услугу, которая так и не была оказана.
  • Плата за ремонт магазина. Представитель торговой сети может намекнуть поставщику, что дополнительный взнос на ремонт магазина способен в будущем повысить продажи. Если же поставщик откажется, ритейлер может вообще разорвать договор, а продукция останется без рынка сбыта.

Проблема усугубляется тем, что сети часто требуют бесплатно предоставить товар, а деньги за его реализацию выдают с задержкой от нескольких месяцев до полугода. Разорвать договор поставщик не может: большинство крупных сетей, такие как «Карусель», «Пятерочка», «Копейка», являются составными частями одного холдинга X5 Retail Group с одинаковыми условиями.

В итоге аппетиты ритейлеров продолжают расти, и сегодня поставщик отдает до 95% своего дохода за перепродажу товара. Это ставит российских производителей в невыгодные условия и тормозит развитие бизнеса.

Есть ли выход из этой ситуации?

гипермаркет "Карусель"Решением проблемы должно стать государственное регулирование отношений производителя и продавца. Необходимо разработать законодательную базу, ограничивающую не только размер ретро-бонуса, но и другие платежи, которые приходится вносить за услуги магазина. Комплекс новых законодательных мер должен остановить рост требований ритейлеров, особенно важно строгое соблюдение правовых норм всеми участниками рынка.

В настоящее время проблема остается нерешенной, что ставит под угрозу будущее российских производителей продуктов питания и товаров первой необходимости. Частичный выход из этой ситуации - открытие небольших сетей фирменных магазинов на региональном уровне, однако они могут только незначительно уменьшить затрату производителя на перепродажу товара.



Комментарии
{**}