Развитие тракторостроения в России: анализ центров роста

15 мая 2017, 09:14 147

Колоссальная территория России делает тракторостроение в нашей стране той промышленной отраслью, которой не страшны никакие кризисы. Эти специализированные машины требуются в сельском хозяйстве (основное предназначение), дорожном и гражданском строительстве, на добывающих предприятиях – горно-рудных, нефтяных и газовых. А поскольку работы в этих областях просто непочатый край, продукция тракторостроения будет всегда пользоваться спросом, а, значит, заводы, её выпускающие, ждут хорошие перспективы роста.

Положительная динамика в тракторостроении

развитие тракторостроенияПозитивные тенденции в отрасли являются не просто ожиданиями, а действующим трендом. Так, по сведениям Ассоциации Росагромаш, I квартал 2017 года отечественное тракторостроение завершило существенным ростом по сравнению с прошлогодними показателями. Выпуск продукции увеличился на 40%. Рост в абсолютном денежном выражении составил чуть выше 27 млрд. рублей.

Производство тракторов выросло, прежде всего, в сегменте сельхозтехники. Важную роль в увеличении объёмов сыграла государственная Программа субсидирования производителей сельскохозяйственного оборудования, которая была принята в 2012 году и действует до сих пор. Строительные и дорожные машины показывают не такие успехи, как тракторы для аграрного сектора, но и здесь динамика в целом положительная.

Основные центры тракторостроения в России: состояние и перспективы

ЧТЗ "Уралтрак"На сегодняшний день функционирует несколько центров тракторостроения в России. Пятёрку флагманов составляют следующие предприятия:

  • ЧТЗ «Уралтрак» (г. Челябинск);
  • ВгТЗ (г. Волгоград);
  • КЗ (г. Киров);
  • ПТЗ (г. Санкт-Петербург);
  • АТЗ «Гранд» (г. Барнаул).

Кроме того, тракторы выпускаются предприятиями во Владимире, Петрозаводске, Орске. Эти заводы по объёмам не могут конкурировать с первой пятёркой, но, тем не менее, свой вклад в отечественное тракторостроение вносят.

Специализации тракторных заводов

Специфика этой машиностроительной отрасли такова, что ни один производитель не может выпускать всю линейку тракторов. Поэтому каждое предприятие специализируется на выпуске своей продукции. Например, Волгоградский тракторный производит, в основном, гусеничные машины, а Челябинский «Уралтрак» выпускает оборудование для нефтяников и горно-добывающей промышленности. Со стапелей Кировского завода сходит сельхозтехника для распашки больших площадей, а в Петрозаводске делают машиностроительную продукцию для лесной промышленности.

В связи с изложенным тракторостроению присуща одна особенность – в отрасли практически отсутствует конкурентная борьба, поскольку не может колёсный кировец спорить по функциональности с гусеничным волгоградцем – очень разные это машины. При этом следует понимать, что конкуренция всё же существует, но она наблюдается не в производственной, а рыночной плоскости, где наши производители вынуждены соревноваться с зарубежными компаниями, в первую очередь, китайскими, японскими и американскими.

Приоритетное направление

гусеничный тракторИ эта конкурентная борьба вырисовывает приоритет в развитии каждого центра тракторостроения в России – независимо от его специализации. Приоритетное направление состоит в повышении производительности выпускаемой техники за счёт оснащения её электронными системами и средствами автоматизации. Для этого в их конструкции необходимо вводить новые элементы, активно использовать гидравлику, пневматические устройства.

Другим приоритетом является повышение экономичности. Мы привыкли к тому, что мощные тракторы потребляют топливо едва ли не цистернами, и готовы мириться с этим, оправдывая высокое потребление горючего значительными мощностями, которые могут выдавать отечественное оборудование. Вместе с тем зарубежная техника демонстрирует более высокий КПД. Импортное оборудование, равное нашему по мощности, потребляет солярки в разы меньше.

Повышение производительности в сочетании со снижением потребления топлива может вывести продукцию российского тракторостроения в один ряд с иностранными предложениями. Именно над решением этих задач сосредоточены конструкторские бюро всех российских тракторных заводов.

В заключение повторимся – Россия огромная страна со специфическими природными условиями. Освоение территорий требует большого количества тракторной техники. Поэтому спрос на неё всегда будет достаточным для того, чтобы тракторостроение чувствовало себя уверенно. Плюс к тому, не будем забывать о том, что при необходимости тракторные предприятия смогут в одночасье перейти на выпуск военной техники, что гарантирует полную загрузку производственных мощностей и, как следствие, хорошие перспективы для всех центров тракторостроения в России.



Комментарии
{**}