Производство обуви в России: перспективы отрасли

04 апреля 2017, 07:14 811

производство обувиЛёгкая промышленность и конкретно производство обуви вполне может стать драйвером российской экономики. По экспертным оценкам, рынок ботинок, сапог, кроссовок и прочих изделий замыкает на себя ежегодно от 80 до 100 млрд. рублей. Из них на производство обуви в России приходится не более 20%. Львиная доля прибыли уходит иностранным компаниям, главным образом, европейским.

Мы носим вещи из Германии, Испании, Италии и Восточной Европы, а российскую продукцию почти не покупаем, хотя из-за роста цен на импортные предложения спрос на отечественные изделия относительно высокий. Причина слабого интереса к нашей продукции заключается в узком ассортименте и сравнительно плохом качестве.

В связи с этим Правительство РФ в лице Минпромторга решило активизировать развитие обувного сектора легпрома. Эта работа представляет собой комплексную задачу, включающую в себя как организационную, так и производственную составляющие. К её решению чиновники намерены привлекать бизнес, например, в информационной части – для сбора сведений о положении дел в отрасли.

Улучшение организации производства обуви

Один из насущных вопросов заключается в составлении единого реестра предприятий обувной промышленности. В настоящее время в производстве обуви задействованы десятки заводов и фабрик. Некоторые работают самостоятельно, другие входят в состав холдингов вроде Группы компаний «Обувь России». В общем и целом ситуация такова, что каждое предприятие борется за выживание в одиночку, не получая поддержки со стороны.

Единый реестр позволит правительству более эффективно планировать и просчитывать конкретные шаги по поддержке производителей. Благодаря этому даже самая маленькая фабричка где-нибудь в Татарстане получит возможность развиваться, разумеется, при наличии грамотного бизнес-плана. Помножьте такие перспективы на общее число обувных предприятий, и миллиарды рублей прибыли от производства обуви в России будут оставаться в стране, а не уходить за рубеж.

Конкуренция в производстве обуви

Организационный момент, важный со стратегической точки зрения, состоит в обеспечении конкуренции. Государство должно пресекать картельные сговоры и скрытую консолидацию отдельных заводов и фабрик в одних руках. Честная конкурентная борьба в долгосрочной перспективе повысит качество продукции, вследствие чего наши предложения потеснят, а то и вовсе заместят импорт. И пусть фраза «отечественные сапоги лучше иностранных» сегодня звучит фантастично, но при упорной работе в этом направлении существует вероятность того, что она станет реальностью.

Обновление и модернизация отрасли

холдинг "Обувь России"На всех более-менее представительных экономических форумах последних лет рефреном звучат слова о необходимости модернизации промышленности, и производство обуви в этом смысле не является исключением. Необходимость перемен здесь назрела давно, но она не была такой острой, пока не стояла задача «догнать и перегнать».

Теперь же бизнесу и поддерживающему его государству придётся плотно поработать над тем, чтобы запустить модернизационные процессы. И если правительству, как и положено бюрократическому монстру, требуется время на раскачку, то предприниматели решают проблемы оперативно – по крайней мере, в рамках своих возможностей.

Например, упомянутый выше холдинг «Обувь России» запланировал вложение в модернизацию производства обуви на своих предприятиях свыше 500 млн. рублей. На эти деньги будут закупаться автоматизированные линии для раскроя и пошива изделий. Кроме того, обновление коснётся и сырьевой базы. Фабрики, принадлежащие холдингу, планируют перейти на использование новых материалов с улучшенными свойствами.

Экспансия на внешние рынки

Минпромторг РоссииБудем реалистами и скажем себе, что продукция наших обувщиков ещё не скоро сможет полноценно конкурировать с иностранными предложениями. Во всяком случае, это справедливо в отношении гражданских изделий. Мы пока не готовы предложить туфли, сандалии и сапожки, равные по качеству словенским, итальянским или бельгийским.

Однако производство обуви в России может выйти на рынок товаров специального назначения, где равных нам нет. Действительно, никто, кроме наших обувщиков, не выпускает более прочных и долговечных изделий для военных, пожарных, спасателей. Сказывается многолетний опыт создания подобной продукции. По подсчётам аналитиков, объём этого рынка составляет около 100 миллиардов, и уже не рублей, а долларов. Если российским компаниям удастся завоевать здесь пространство, то отрасль ожидают радужные перспективы.

Кстати, в проникновении на международные рынки могло бы помочь правительство, обладающее мощным административным ресурсом в рамках ВТО. В конце концов, необходимо же пользоваться преференциями от вступления в эту организацию.



Комментарии
{**}