Экспорт мяса из России растет

06 февраля 2017, 23:11 1295

В 2016 году Россия увеличила экспорт мяса птицы и свинины на 20 и 10 миллионов долларов соответственно. Трансформация недавнего крупнейшего импортера мира в поставщика объясняется увеличением местного производства и выгодным курсом доллара по отношению к рублю. Основными покупателями отечественной продукции по-прежнему остаются государства постсоветского пространства. При этом ведется серьезная работа по выходу на «дальние» рынки.

За счет чего увеличился экспорт мяса

экспорт мясаВ прошлом году импорт сократился в два–два с половиной раза. Аналитики предсказывают, что процесс замещения продолжится и в 2017-м. Рост экспорта мяса связывают с активизацией производителей, совпавшей со снижением покупательского спроса. Ввиду ухудшения экономической ситуации в стране, конкуренция на внутреннем рынке усилилась, что вынудило многих поставщиков оперативно искать новые каналы сбыта.

За последние пятнадцать лет объемы производства свинины и птицы увеличились в пять и восемь раз соответственно. Такие темпы многократно превышают общемировые показатели. Введение эмбарго стало дополнительным стимулом для аграриев. Качество продукции для внутреннего потребления пока не всегда соответствует высшим стандартам, но прогресс налицо.

Желание ограничиться обслуживанием местного населения несет огромные риски для производителя. Можно в перспективе потерять инвестированный капитал, в том числе и заемный. Несмотря на серьезный потенциал (россияне употребляют намного меньше продуктов, чем жители большинства развитых стран), сложно ожидать, что в ближайшее время существенно увеличится спрос. Экспорт мяса – главный драйвер развития как для новых игроков, так и для старожилов.

Экспорт мяса в Азию

Одним из наиболее перспективных регионов для российских поставщиков является Азия. Китай, Южная, Корея, Япония и страны юго-востока в последние годы бьют все рекорды по потреблению мясной продукции. По подсчетам экспертов, отечественные производители продали здесь примерно в 2,5–3 раза больше товара по сравнению с 2015 годом. Основная часть закупок пришлась на Юго-Восточную Азию.

Экспорт мяса в Китай и Южную Корею – дело далекой перспективы. КНР активно развивает собственную промышленность, вследствие чего резко усложнил процедуру допуска импортеров. В китайский Гонконг осуществлять поставки намного проще. Что касается корейцев, то они пока изучают представленную информацию. Этот процесс отнимет примерно год, поэтому желающие торговать с родиной тхэквондо должны запастись терпением.

Мусульманские рынки

халяльный сегментДостаточно интересным и многообещающим выглядит сотрудничество со странами мусульманского мира. До обвала рубля арабский Восток мало интересовался российской продукцией, но после 2014 года ситуация изменилась. В халяльном сегменте неплохие позиции у компаний ГАП «Ресурс» и ГК «Евродон», специализирующихся на поставках тушек курицы и индейки. Дополнительным плюсом для отечественных игроков можно считать открытие иранского рынка.

Российские производители аккредитованы в ряде государств Ближнего Востока. В ближайших планах организация экспорта мяса в Индонезию и Малайзию – страны, где живет свыше 230 миллионов мусульман. Есть еще африканские государства, главным преимуществом которых как потенциальных покупателей является упрощенный санитарный контроль.

Перспективы

мясо птицыЭкспорт мяса в дальнее зарубежье по большому счету только налаживается. Средний срок допуска российских товаров оценивается в семь лет, что вполне понятно. Конкуренция в этом сегменте очень серьезная, а отечественные поставщики только в начале пути. Рынки Азии, арабского мира и Европы очень разные, поэтому переговоры проходят часто сложно. С некоторыми государствами формальности давно улажены, но поставки до сих пор откладываются по ряду причин.

Экспорт мяса пока не относится к важным статьям дохода российского бюджета, но в среднесрочной перспективе вполне может таковой стать. В настоящее время важно обеспечить стабильное развитие отрасли, которое позволит минимизировать зависимость от импорта. Главным преимуществом отечественной продукции за рубежом является дешевизна, достигаемая за счет слабости национальной валюты, недорогой рабочей силы, обширной кормовой и водной базы.

Увеличение внутреннего спроса напрямую зависит от экономической ситуации. Пока покупательная способность населения будет оставаться на нынешнем уровне, ожидать прогресса не приходится. Сегодня среднестатистический россиянин потребляет 32 кг курятины и 0,4 кг утки в год. Для сравнения, в Израиле и Венгрии эти показатели равняются 72 кг и 6 кг. Потенциал очевиден, но пока сдерживается финансовыми возможностями граждан.



Комментарии
{**}