Телемедицина в России готовится к прорыву

16 января 2017, 23:33 953

В апреле 2016 года Минздрав опубликовал на государственном портале проект закона о телемедицине, который официально разрешит врачам дистанционное консультирование пациентов. При этом законопроект жестко ограничивает возможности врача: к примеру, он не сможет выписать пациенту рецепт, изменить дозировку лекарства или скорректировать диагноз.

Параллельно с ним появился альтернативный проект, который разрабатывался совместными усилиями Института развития интернета (ИРИ), ФРИИ и компании «Яндекс». Инициаторы предлагают не ограничивать понятие «телемедицины» лишь консультированием, оставив возможность для дальнейшего развития технологии на пользу российскому населению.

Какой бы проект ни приняли, ясно одно: Россия стоит на пороге прорыва телемедицинских технологий, которые смогут изменить качество жизни миллионов людей.

Развитие телемедицины в России

развитие телемедициныПервые подвижки в истории отечественной телемедицины относятся к 70-ым годам, когда сотрудники медучреждений начали пересылать ЭКГ на расстоянии в спеццентры для получения консультаций. Далее произошло несколько знаковых событий:

  • 1995 год – проведение первой видеоконсультации в Санкт-Петербурге врачами Российской военно-медицинской Академии.
  • 1997 год –стартует федеральная система консультативных видеоконференций «Москва – регионы России».
  • 1998 год – телемедицинские технологии начали применять в области образования и повышения квалификации медперсонала.
  • 1999 год – создание столичной корпоративной сети из 32 медицинских центров.
  • 2000 год – Минздрав России проводит выездные коллегии.
  • 2001 год – произошла интеграция российских телемедицинских сетей с мировой информационной системой.

Перспективы и преимущества телемедицины

проект закона МинздраваТелемедицинские технологии способны принести колоссальную пользу, усовершенствовав систему оказания медицинской помощи. Создание телемедицинских центров в ЛПУ большинства субъектов РФ позволит интегрировать их с крупнейшими научными институтами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.

Медицинские работники регионов смогут дистанционно повысить квалификацию, пройти переподготовку или обучение, воспользоваться советами наставника или провести симпозиум.

При помощи телемедицинских технологий можно проводить оперативные совещания специалистов, создавать коллегии, созывать проблемные комиссии, принимать решения в экстремальных ситуациях путем дистанционного консультирования с более опытными коллегами или со специалистами другого профиля.

Консультативная дистанционная помощь – это главный козырь телемедицины, позволяющий передавать знания и опыт посредством видеодиалога. Опытные и более образованные коллеги смогут дать совет молодым специалистам, а лечащий врач – проконсультировать пациента, который не имеет возможности добраться до медицинского центра.

Проблемы и перспективы современной телемедицины в России

акселератор ФРИИТогда как уровень проникновения телемедицинских технологий на рынок в странах Европы составляет более 30%, ситуация в России пока оставляет желать лучшего. Сегодня страна только начинает внедрять их, развивая медицинские информационные системы и проводя дистанционные врачебные консилиумы. В конце 2015 года к общероссийской медкарте было подключено уже 6 тысяч из имеющихся 20 тысяч медицинских учреждений.

Российские разработчики ПО активно предлагают новые решения в области телемедицины, направленной на связь врача и пациента – 76 из 154 заявок в акселератор ФРИИ в 2015 году были направлены на решение этой задачи.

Пока российское законодательство еще не закрепило дистанционное консультирование пациентов при помощи интернета, но все движется к этому. Альтернативный законопроект о телемедицине направлен именно на легитимизацию оказания медпомощи гражданам по направлению врач-пациент.

Еще одна задача нового законопроекта – разрешение проведения телеконсультаций врачами местных фельдшеров. В сотнях отдаленных населенных пунктов России есть только фельдшерско-акушерские пункты, сотрудники которых не обладают достаточной компетенцией для диагностики и лечения всего перечня существующих заболеваний. Чтобы не отправлять пациентов в райцентры, фельдшеры смогут консультироваться с коллегами дистанционно и лечить местных жителей сообща, экономя время и средства на транспортировку.

Телемедицина – это не универсальная панацея от проблемных вопросов российского здравоохранения, но ее внедрение способно повысить качество жизни пациентов, которые получат дистанционный доступ к квалифицированной медпомощи. Развитие телемедицины поможет сократить бюджетные расходы и решить проблему нехватки профессиональных кадров и высокотехнологичного оборудования.



Комментарии
{**}