Производство колбасы: до и после введения контрсанкций

14 ноября 2016, 19:45 200

В августе 2014 года российское правительство ввело контрсанкции на импорт продуктов из Евросоюза, Северной Америки, Норвегии и Австралии. В перечень вошли мясные и молочные товары, овощи, рыба, орехи и фрукты. В августе 2015 года под эмбарго попали Албания, Черногория, Лихтенштейн и Исландия, а к списку запрещенных продуктов добавилась соль.

Колбасные изделия находятся в перечне продукции, запрещенной к ввозу в РФ. Мы сравним динамику развития производства колбасы в России до и после введения контрсанкций, сделав выводы на основании приведенных данных.

Топовые производители колбасных изделий

МК ДубкиОсновные предприятия-производители колбасных изделий сосредоточены в Московской области: Останкинский МПК, Микояновкий МК, Черкизовский МПЗ, Царицыно.

Остальные гиганты колбасной индустрии расположены в регионах:

  • МК Дубки – Саратовская область;
  • Великолукский МК – Псковская область;
  • Стародворские колбасы – Владимирская область.

Совокупный оборот десяти крупнейших производителей России в 2012 году приравнялся к 103,4 миллиардам рублей, составив 18,3% общего рынка.

Производство колбасы в России до 2014 года

производство колбасыПосле кризиса, грянувшего в 2009 году, восстановление отечественного производства колбас наметилось в начале 2010 года, по итогам которого суммарный объем вырос на 7% по сравнению с предыдущим периодом. Причиной повышения масштабов производства стал рост потребления продукции россиянами.При этом в 2010 году часть копченых изделий выросла, достигнув 25%.

В 2011 году положительная тенденция продолжилась: производство увеличилось еще на 5,4%. Львиную долю– 65% - заняли недорогие сорта колбасы: вареные и варено-копченые, включая фаршированные. Согласно данным исследования, проведенного GRC, рост показателей был характерен для всех регионов, кроме Южного федерального округа. Ведущим производителем показал себя Центральный округ, выпустивший около 40% всего объема колбасы. На втором месте – Приволжский округ, доля которого составила 20%.

В 2012 году объем производства колбасы составил 2,5млн тонн, на 2% превысив показатель предыдущего периода. Фаршированные колбасы вырвались вперед, заняв 37% рынка. Наметилась тенденция роста инвестиций в региональные предприятия, вырос масштаб экспорта (общий вес вывезенных колбас составил 41,4 тыс. тонн).

В 2013 году в России изготовили 2,4 млн тонн колбасы, сосисок и сарделек – объемы упали на 2%.

Влияние контрсанкций на производство колбасы

подорожание мясаПервая половина 2014 года была продуктивной: увеличение масштабов производства обещало превышение показателей по сравнению с предыдущим годом. По итогам производителям удалось выпустить более 2,5 млн тонн колбасных изделий. Результат мог быть выше, если бы не продовольственное эмбарго, вызвавшее удорожание сырья (мяса и субпродуктов) ввиду запрета на ввоз дешевого иностранного мяса.

В третьем квартале 2014 поставки мясных товаров в РФ упали на 26%, поскольку правительство не смогло быстро обеспечить альтернативу. Причина в том, что крупные импортеры неохотно перестраивают логистику – эта процедура занимает долгое время и требует значительных ресурсов. Чтобы покрыть недостаток, Россельхознадзор стал выдавать вдвое больше разрешений на ввоз продуктов из стран Азии и Южной Америки. Благодаря такой политике, ввоз мясных продуктов за октябрь вырос на 11,4% по сравнению с сентябрем.

Производство колбасы в 2015 году показало устойчивую тенденцию к сокращению. Объем выпущенной продукции составил 2,4 миллиона тонн. Лидером остался Центральный ФО – его доля в секторе, согласно данным от АБ-Центра, составила 40%. На втором месте остался Приволжский ФО с долей в 20%, при этом объемы производства в округе снизились на 2,1% по сравнению с предыдущим периодом.

2014 и 2015 год стали для мясоперерабатывающих предприятий сложными, но ситуация не на 100% связана с введением санкций и контрсанкций. Валютный скачок вызвал повышение цен на мясо: за два года говядина подорожала на 55%, а свинина – ровно в два раза. Мясо птицы стало дороже на 26%. Это средние показатели. При этом покупательская способность населения снизилась.

Перспективы российского рынка колбасных изделий

Отечественные производители полностью удовлетворяют спрос населения в данной отрасли, поэтому импорт необходим исключительно для расширения ассортимента колбасной продукции.

Эксперты отрасли уверены, что в случае стабилизации рубля и повышения лояльности правительства к российским производителям ситуация в отрасли колбасных изделий стабилизируется в ближайшие 2 года. Необходимо сделать упор на развитие собственной сырьевой базы с целью сокращения себестоимости конечной продукции. Это позволит вести более гибкую ценовую политику и повысить популярность отечественной продукции.



Комментарии
{**}