Государственная экономика в России по-прежнему неэффективна

15 октября 2016, 23:07 343

Несмотря на все усилия российских властей, государственная экономика страны остаётся недостаточно эффективной для того, чтобы её можно было привести в качестве примера правильного ведения хозяйства. А поскольку в госсекторе занято достаточно большое количество населения, этот фактор для России весьма и весьма критичен с точки зрения социальной стабильности. Едва ли не полстраны зависит от эффективности государственного регулирования экономики. По разным данным, в настоящий момент на предприятиях с разной степенью госучастия трудится до 30% россиян, а это довольно значительная цифра.

Критерии оценки эффективности государственного регулирования экономики

С макроэкономических позиций основным критерием эффективности государственной экономики России является рост производства и сопутствующее ему улучшение благосостояния людей, причём, не только работающих, но и иждивенцев – детей, студентов, пенсионеров и так далее. Кроме того, целесообразность госрегулирования оценивается по степени соответствия запланированных показателей фактически достигнутым.

Многие специалисты используют в качестве критерия экономические параметры других стран с примерно таким же влиянием государства на хозяйственную жизнь. Здесь берутся во внимание такие моменты, как расходование ресурсов, производительность труда и некоторые другие. О том, насколько эффективна государственная экономика, можно судить также по её независимости от глобальных процессов.

Выживание государственной экономики в кризисные времена

экономика РоссииВ настоящее время, когда наша страна переживает экономический кризис, спровоцированный, главным образом, геополитическими причинами, участие государства в экономике является неким домкратом, который обеспечивает медленный, но всё же подъём. Благодаря тому, что властные структуры разных уровней не самоустраняются от решения проблем в экономике, она держится на плаву и не опускается на дно рецессии.

Речь идёт, прежде всего, о госзаказах, которые размещаются на предприятиях и в условиях низкой покупательской активность дают возможность хоть как-то выживать заводам и фабрикам. Кроме того, государственное регулирование экономики выражается в предоставлении прямого финансирования и льготных кредитов. Немаловажной является информационная поддержка, когда под российских властей у нас проходят форумы вроде Сочинского инвестиционного, прошедшего в сентябре-октябре 2016 года и привлекшего внимание инвесторов в нашей стране.

Как показывают последние события, действия властей по поддержанию госпредприятий в целом оказываются эффективными, но именно с точки зрения выживания хозяйствующих субъектов. Может быть, в кризисные времена это и неплохо, но мы должны смотреть в перспективу.

Общество хочет знать, каким образом правительство намерено повышать эффективность государственной экономики России в посткризисный период, но чиновники не спешат озвучивать свои планы. И непонятно, то ли решение этого вопроса откладывается в долгий ящик, то ли проблема обсуждается, но кулуарно – не следует всё-таки забывать о традиционной закрытости отечественной бюрократии. Кризисы не вечны, и хочется быть уверенным в том, что к его окончанию мы подойдём с устойчивой экономикой, в том числе, и государственной.

Пропорции государственного регулирования экономики

военная операция в СирииНаша страна не является даже приблизительным аналогом СССР, где была одна только государственная экономика и никакой другой. Хозяйственная жизнь современной России многообразна, и её госрегулирование осуществляется в разных пропорциях по разным отраслям.

Конечно, существуют предприятия со стопроцентным государственным контролем. Это, в первую очередь, военно-промышленный комплекс. События последнего года, а, особенно, военная операция в Сирийской Арабской Республике со всей отчётливостью продемонстрировала, что в этом кластере госрегулирование оказалось чрезвычайно эффективным.

Однако военпром – не единственная отрасль с госучастием. Прямое и опосредованное государственное регулирование экономики осуществляется в сферах, значимых для бюджета и социальной стабильности. К этим кластерам относятся нефтянка, транспорт, градообразующие предприятия (АвтоВАЗ и т.д.). И вот здесь об эффективности госрегулирования можно говорить лишь условно. Хотя более-менее удовлетворительное исполнение бюджета и отсутствие социальной напряжённости определённо считаются положительными трендами.

Главной причиной неэффективности остаётся излишняя забюрократизированность. Административные барьеры мешают компаниям и предприятиям получать господдержку в нужном объёме. А без неё в условиях кризиса государственная экономика России нежизнеспособна. Остаётся надеяться, что чиновники сделают нужные выводы и найдут пути решения этой проблемы.



Комментарии
{**}