Закрытие заводов в России: кто не пережил кризис?

15 сентября 2016, 02:07 544

Одним из негативных моментов, связанных с кризисом в российской экономике, является закрытие заводов в самых разных отраслях. Это влечёт за собой целый комплекс экономических, социальных и даже политических проблем. Остановка деятельности предприятий знаменует собой снижение промышленного потенциала, замедляет насыщение рынка разнообразной продукцией и вызывает увеличение безработицы.

Кто же в 2016 году прекратил своё существование на территории Российской Федерации? Проанализируем.

Закрытие заводов в автопроме

закрытие заводовАвтомобильная промышленность явилась первой отраслью, понесшей потери. Помимо небольших заводиков, которые обслуживали главные сборочные производства, закрылись и гиганты, к которым можно отнести, например, предприятие General Motors в Санкт-Петербурге. Там закрытие завода произошло ещё в 2015 году, и конвейер простаивает до сих пор.

Другие предприятия автопрома, если не закрылись совсем, как GM, то существенно сократили выпуск продукции. Причём, в ряде случаев падение производства достигло едва ли не 50%. Например, в Калуге стали практически наполовину меньше выпускать Фольксвагенов. Примерно такая же картина наблюдается и в Калининграде (KIA), Набережных Челнах (Sollers), Ижевске (Nissan).

Видно, что трудности испытывают, в основном, производители иностранных автомобилей. Они не могут рентабельно работать в условиях падения курса рубля, который в течение 2014-15 гг. снизился по отношению к доллару и евро приблизительно вдвое. В этих условиях закрытие заводов в России является вполне очевидным решением. Тем более, что они не могут рассчитывать на господдержку, как, скажем, АвтоВАЗ или КамАЗ.

Закрытие заводов в других отраслях

Автомобильная промышленность в предкризисные годы развивалась особенно бурно, поэтому закрытие заводов в этой отрасли стало наиболее заметным следствием общего кризиса в отечественной экономике. Однако автозаводы – далеко не единственные, кто не смог пережить трудные времена.

Закрылись или оказались на грани остановки деятельности многие фабрики пищевой промышленности, фармпредприятия и производители строительных материалов. Здесь наблюдается такая же закономерность, как и в автопроме. Выжить не смог тот бизнес, который был прочно связан с иностранным участием, к примеру, изготовители лекарственных препаратов, получавшие компоненты лекарств за валюту.

Практически запретительный курс рубля по отношению к доллару разорил предпринимателей и заставил пойти на закрытие заводов, прибыльных и так успешно работавших всего два-три года назад.

Норильский никелевый

никелевый завод в НорильскеВышеизложенные выкладки вовсе не означают, что сугубо российские промышленные предприятия чувствуют себя в полной безопасности и гарантированы от остановки. Это не так. Ярчайший пример – Норильский никелевый комбинат, который некогда являлся флагманом отечественной рудной промышленности. Летом текущего года состоялась последняя плавка, и закрытие заводов этого гиганта стало свершившимся событием.

Причины заключаются в отсутствии рентабельности и модернизационного потенциала. Причём, несмотря на востребованность продукции, правительству не удалось найти покупателей на этот актив. В кризисных условиях инвесторы не пошли в Арктику, и власти пошли на закрытие заводов в Норильске. Часть производства перенесли на Кольский полуостров, что, в принципе, позволит российским производителям никеля исполнять контрактные обязательства.

Перспективы – оптимизм или пессимизм?

завод General MotorsЕсли говорить о перспективах, то аналитики отмечают, скорее, позитивные, чем негативные, ожидания. Это выражается, прежде всего, в том, что иностранные владельцы закрытых мощностей не спешат продавать эти активы. Да, несомненно, закрытие заводов является неприятным инцидентом, но отнюдь не смертельным. При благоприятной экономической ситуации производство можно в любой момент времени реанимировать и запустить снова.

Такой позиции придерживаются многие производители, вынужденные уйти из России. Тот же, упомянутый выше концерн GM, несмотря на то, что конвейер в Санкт-Петербурге простаивает уже больше года, не намерен его продавать. Это говорит о позитивных ожиданиях и уверенности американцев в качестве своих автомобилей.

То же самое можно сказать и о других промышленниках. Анализ показывает, в нашей стране довольно квалифицированная рабочая сила, сравнительно недорогая энергия, и практически отсутствуют проблемы со свободными площадями. Это означает, что при всех негативных прогнозах Российская Федерация остаётся достаточно привлекательной для производства самой разной продукции. А это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что закрытие заводов в России на фоне экономического кризиса – явление временное.



Комментарии
{**}