Как чувствует себя современный медиарынок в России: развитие или стагнация?

15 июля 2016, 12:48 493

современный медиарынокПоложение, в котором находится современный медиарынок Российской Федерации, целесообразно рассматривать в привязке к рекламной деятельности. Давно канули в лету времена, когда центральные СМИ финансировались государством, а региональные – местной исполнительной властью. Нет, такие издания существуют, но они наперечёт и не составляют сколь-нибудь значимого сегмента в общей массе.
В экономике и стране в целом сегодня доминируют рыночные отношения, и для того чтобы медийная структура могла исполнять свои информационные функции, ей необходимо привлекать к финансированию частный бизнес, которым в данном случае является рекламодатель. С этой точки зрения на рынок средств массовой информации оказывают влияние следующие факторы.

1. Вытеснение печатных изданий

вытеснение печатных смиСамый очевидный вектор – это вытеснение из информационного пространства классических печатных газет и журналов. Точнее, они не столько вытесняются, сколько изменяют свой сущностный формат. Периодические издания всё меньше покупают в специализированных киосках и книжных магазинах. Полиграфическая продукция перекочевала в супермаркеты и предлагается к покупке на выходе из торгового зала, располагаясь на одной витрине с сигаретами и шоколадками.
При этом эксперты отмечают, что аудитория бумажных газет и журналов перестала сокращаться. То есть, апокалиптические прогнозы скорой «смерти» печатных СМИ не оправдались. Число их читателей уменьшилось, но не обнулилось. Поэтому совсем игнорировать в развитии медиарынка эти средства массовой информации нельзя. По подсчётам специалистов, на их долю приходится около 1,5-2% всей медийной рекламы. Причём, доля эта стабильна, так что, при разумной маркетинговой политике владельцев печатные издания смогут приносить нормальный доход.

2. Уход иностранцев с медиарынка

В начале 2016 года начали работать поправки в Закон о средствах массовой информации, которые ограничивают иностранное участие в управлении российскими газетами, журналами, телекомпаниями и радиостанциями. Данный фактор обусловил прекращение денежной подпитки со стороны иностранных медиаструктур, что заметнее всего отразилось на отечественных телекомпаниях.
В результате наши телевизионщики были вынуждены закрывать финансовые бреши только за счёт рекламы. Это привело к некоторой активизации телевизионного медийного рынка. На состояние других СМИ указанные поправки влияния почти не оказали, поскольку участие иностранцев в большинстве печатных и интернет-изданий было не очень велико.

3. Активизация медийного интернет-рынка

интернет-медиаОбъективный рост числа интернет-пользователей и развитие телекоммуникационных технологий, в первую очередь, мобильных, привёл к увеличению доли в современном медиарынке сетевых advert-компаний. В итоге объём интернет-рекламы за 6 месяцев 2016 года составил, по разным оценкам, около 23 млрд. рублей. Кстати, медийный рынок во Всемирной паутине показывает самую успешную динамику по сравнению с другими сегментами, увеличившись по отношению к тому же периоду 2015 года на 31%. Для сравнения, прирост телевизионного продвижения товаров составил всего 19% (по данным АКАР).
Увеличение бюджетов в интернете произошло, в основном, за счёт роста объёмов поискового контекста. То есть, продвижение товаров стало более адресным, рассчитанным именно на целевых потребителей. Бизнес позитивно оценил возможности поисковиков и готов щедро платить за подготовленных к покупке клиентов. Кроме того, товаропроизводители активно интересуются размещением информации о своих продуктах в мобильной сети. По прогнозам экспертов, здесь в ближайшее время ожидается, если и не прорыв, то существенное увеличение.

Медиарынок в социальных сетях (SMM)

О продвижении товаров и услуг в социальных медиа следует сказать отдельно, поскольку «лакомый кусок» для продавцов товаров и услуг, правда, ещё мало изученный. Единообразных правил поведения в этой части Всемирной паутины пока не выработано, и профессиональных цифровых оценок ещё никто не делал, но тенденции развития медиарынка таковы, что аналитики предрекают довольно успешное развитие этих проектов.

Политическая составляющая

В заключение остановимся на достаточно неожиданном и вместе с тем совершенно понятном аспекте. Дело в том, что на структуру медийного рынка, как ни странно, оказывает влияние политика. Сегодня самые внушительные advert-бюджеты консолидируются в политических телевизионных программах и на интернет-порталах с новостями политики.
Население России в силу разных причин, в том числе, и менталитета, пристально следит за мировыми событиями. Поэтому политические ток-шоу нередко сдвигают с прайм-тайма кассовые голливудские картины, а посещаемость новостных площадок просто зашкаливает, из-за чего серверы не справляются с нагрузкой. Всё это естественным образом влечёт за собой увеличение рекламных расходов. А это, в свою очередь, заставляет изменяться медийный рынок в целом.



Комментарии
{**}