Эффективность приватизации вызывает вопросы

13 июля 2016, 15:17 497

приватизация предприятийС самого начала необходимо определиться с дефинициями. А что такое, собственно, эффективность приватизации государственного имущества, и по каким критериям её можно оценивать? Согласно экономической логике передача госсобственности в частные руки может считаться эффективной, если соблюдено два условия.
Во-первых, за приватизируемые активы должна быть выручена максимальная цена, или, по крайней мере, справедливая. То есть, госкомпания может быть продана частному инвестору только с учётом её реальной стоимости. И, во-вторых, имущество можно продавать лишь тому, кто реально заинтересован в развитии. Другими словами, от приватизационного процесса должны отсекаться спекулянты, которые, купив завод или буровую вышку, тут же продадут её втридорога на бирже.
Кроме того, на процесс разгосударствления собственности оказывают влияние и другие факторы, обусловленные спецификой нашей страны. Какие именно? Об этом ниже.

Какие активы уходят в частные руки?

дефицит бюджетаГосударство предлагает в 2016 году к приватизации несколько активов. Это пакеты нефтяных компаний «Башнефть» и «Роснефть», банка «ВТБ», алмазодобывающих предприятий «Алроса» и акционерного общества «Совкомфлот». Следует заметить, что данная собственность является высокодоходной, и грамотное управление ею сулит владельцам высокие дивиденды.
В иных экономических условиях Росимущество ни за что не стало бы продавать эти активы. Однако из-за негативной конъюнктуры сырьевого рынка в последние 1-2 года и спада экономики, спровоцированного западными санкциями, в бюджете образовался изрядный дефицит, который необходимо компенсировать, в том числе, и за счёт передачи государственной доли в частные руки.
Поэтому мы вынуждены продавать госсобственность, но защищая при этом свои базовые интересы. Проще говоря, деньги деньгами, но помимо этого нужно обеспечить нормальную эффективность приватизации государственного имущества на всех её этапах. Для этого инициаторы денационализации разработали два механизма.

1. Прощаемся с оффшорами

Продажа указанных выше госактивов запрещена оффшорным компаниям и отечественным инвесторам, контролирующим оффшоры. Тем самым государство закрывает лазейку недобросовестным приобретателям, которые после продажи приватизированной структуры выведут деньги из России. Эта мера коррелируется с общим трендом российских властей, которые борются с утечками капитала из страны.

2. План распоряжения собственностью для обеспечения эффективности приватизации

Для того чтобы инвестор смог стать собственником, он должен предоставить чёткий бизнес-план по развитию приватизированного имущества. По мнению разработчиков этого положения, данный момент позволит продавцу, то есть, государству, оценить серьёзность намерений покупателя. В конце концов, латание трещин в бюджете является тактической целью, но нам важна также и стратегия – чтобы приватизированная собственность вышла из кризисного тупика и начала развиваться.
Как раз практическая реализация этих двух моментов и снижает эффективность процесса приватизации в Российской Федерации. Дело в том, что оффшорные игроки в денационализации участвовать не могут, а держать купленные акции в российских банках инвесторы опасаются. Затруднения же с предоставлением планов развития приватизированных структур обусловлены излишней забюрократизированностью процессов модернизации.

Пути повышения эффективности приватизации

повышение рентабельности предприятийСуществует два способа для того, чтобы сделать денационализацию более эффективной. Первый – отказаться от защиты своих интересов. То есть, попросту продать госкомпании иностранным финансовым спекулянтам и забыть об их дальнейшей судьбе. Очевидно, что в современных реалиях государство на это не пойдёт ни при каких обстоятельствах.
Слишком уж негативным оказался подобный опыт начала 90-х годов прошлого века. Тогда заводы и фабрики приватизировались как раз по этому сценарию, что свело почти на нет суверенную российскую экономику, доставшуюся нам в наследство от СССР. В конечном итоге мы вместо интенсификации промышленности через передачу её частным владельцам получили законсервированную экстенсивную модель, да ещё хорошо сдобренную мощной спекулятивной составляющей.
Второй способ обеспечения эффективности приватизации более трудоёмкий, рассчитан на длительную перспективу, но именно он может привести к ожидаемым эффектам – наполнению бюджета и повышению рентабельности предприятий. Для этого нужно делать образ России более привлекательным для инвесторов, активно противодействуя информационной войне, развязанной против нас странами Запада. И, конечно же, необходимо снижать административные барьеры, мешающие модернизации приватизируемых госкомпаний.



Комментарии
{**}