Формы и методы стимулирования продаж авиационной техники России

16 июня 2016, 03:05 689

Парижский салонВ настоящее время существует не так много вариантов стимулирования продаж продукции военного назначения в силу ее специфики и стратегической важности для вопросов национальной безопасности государств. Тем ни менее самым подходящим и наиболее эффективным способом, безусловно, являются международные авиашоу и выставочные демонстрации. Крупнейшими из них являются такие выставки как Ле-Бурже, Фарнборо, Берлинский авиасалон, Aero India и, конечно же, МАКС. 

Лидирующие салоны

Все упомянутые выше авиашоу имеют богатую историю и заслуживают пристального внимания мирового сообщества, как правило, собирая огромную аудиторию. 

Самым знаменитым из указанных выше мероприятий является международный авиационно-космический салон Le Bourget, проходящий один раз в два года (по нечетным годам). Салон является одним из самых старых авиашоу в мире. История выставки началась в 1908 году, когда на 2-м автомобильном салоне в Париже появилась отдельная секция, посвященная авиации. В “Ле Бурже” представлены более 2 тысяч компаний, а количество стран – участников перевалило за 50. 

Вторым по значимости и также одним из крупнейших выставочных мероприятий, посвященных авиационной технике, по праву является международный аэрокосмический салон Farnborough, проходящий раз в два года в Великобритании близ города Фарнборо. Впервые шоу состоялось в 1948 году и проводилось ежегодно до 1962 года, когда было принято решение о его проведении по новой системе. На протяжении последних лет в выставке принимает участие порядка 1,5 тысяч компаний из 35 – 40 разных стран. 

История Берлинского авиасалона ILA началась в 1909 году, практически одновременно с историей своего Парижского коллеги, когда во Франкфурте-на-Майне с 10 июля по 17 октября прошла первая выставка. Спустя три года, мероприятие, имевшее огромный успех, перенесли в Берлин, где оно проводится и по сегодняшний день. В 2016 году выставка будет проходить в первых числах июня. В шоу планирует принять участие 1,2 тысячи компаний из 40 стран мира. 

Международный авиационный и аэрокосмический Салон Индии Aero India проводится при поддержке правительства страны в городе Бангалор. Отличительная особенность данного мероприятия – пестрый состав участников, среди которых встречаются такие диковинные для мировой авиационной промышленности страны, как Афганистан, Монголия и Вьетнам. 

МАКСАэрокосмический салон

Однако повышенное внимание хотелось бы уделить международным авиашоу проходящим в России, в особенности с учетом того, что в нашей стране проводится “МАКС” – одна из самых известных и уважаемых выставок авиационной техники в мире. Российский Международный авиационно-космический салон “МАКС” традиционно проводится один раз в два года в подмосковном городе Жуковском. На сегодняшний день выставка активно движется к тому, чтобы конкурировать по числу участников и прочим ключевым показателям с такими салонами как “Ле Бурже” и Фарнборо. Впервые “МАКС” состоялся в 1993 году, а в последнее время в Жуковский приезжают практически все наиболее крупные и авторитетные авиакомпании мира, стремящиеся представить свои новейшие достижения и технологические разработки. Таким образом, на выставке, как правило, представлено не менее 300 участников из 40 разных стран мира. 

Примечательно, что «МАКС» отличает не только его содержание, но и особая зрелищность. На его авиашоу в течение шести дней приходят посмотреть сотни тысяч зрителей. Здесь выступают знаменитые российские пилотажные группы — «Русские витязи», «Стрижи» и другие, а также иностранные команды, среди которых «Патруль де Франс» и «Фречче Триколори». Интересно, что первая в России международная авиационная выставка прошла в 1911 г. в «Михайловском манеже» Санкт-Петербурга. Спустя 22 года 18 августа сделали Днем Воздушного флота СССР, и с тех пор отмечали его, устраивая авиашоу на аэродроме в московском Тушине. Первый авиасалон в городе Жуковском прошел перед инженерным корпусом ЦАГИ в 1990 году.

2015 год выдался крайне сложным для российского авиашоу. Из-за напряженности в отношениях со странами Запада количество иностранных участников снизилось с 277 до 156, представленных не 43 как в 2013, а всего 30 странами. Тем ни менее выставку удалось провести на максимально высоком уровне, заставив замолчать Западные СМИ, кричавшие о грядущем провале российского авиасалона. 

Аэрокосмический салонВ целом “МАКС” является подходящим местом для заключения военных контрактов. Каждый год на выставку приезжают представители практически всех стран мира. Безусловно, этим не без успеха пользуются отечественные производители авиационной ПВН, предлагая самый широкий ассортимент своей техники. 

Так, на выставке 2015 года “Рособоронэкспорт” провел переговоры с представителями 30 стран по тематике поставок авиатехники и средств ПВО, модернизации ранее поставленной техники, организации сервисных технических центров, созданию совместных и лицензионных производств. Подписаны контракты с Белоруссией, Иорданией, Испанией. Белоруссия приобрела четыре учебно-боевых самолета Як-130, пять боевых машин зенитного ракетного комплекса малой дальности "Тор-М2К" и комплект радиолокационной станции "Противник-Г". Иордания получит парашютные платформы П-7. Представители Южной Кореи проявили интерес к радиолокационному оборудованию челябинского радиозавода "Полет". 

Несмотря на то, что “МАКС 2015” получился неоднозначным, выставку посетило 405 тысяч человек, что на 65 тысяч превышает показатель 2013 года. 

Очередная выставка в Жуковском пройдет во второй половине августа 2017 года. “Мероприятие станет центральным событием выставочного календаря, привлечёт ведущие мировые аэрокосмические корпорации, производителей и поставщиков комплектующих изделий, представителей научных и учебных заведений, экспертных кругов. Как всегда, МАКС порадует парадом новинок в различных областях, даст возможность предприятиям отрасли предложить свои наработки потенциальным покупателям, станет местом делового общения и взаимовыгодных контактов. Несомненно, визитной карточной авиасалона останется широкое международное участие. Как организатор авиасалона, Минпромторг уделяет самое пристальное внимание приглашению к участию в МАКС-2017официальных делегаций и представителей зарубежных компаний, заинтересованных как в приобретении российской техники, так и в выстраивании производственной кооперации. Уверен, что участие в Международном авиационно-космическом салоне позволит отечественным и иностранным предприятиям продемонстрировать совершенство своей продукции, послужит стимулом для заключения новых соглашений в области международного сотрудничества” – заявляет министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Проблемы международного авиационно-космического салона

 

Несмотря на огромное количество плюсов единственного крупного российского авиашоу, у выставки есть несколько хронических болезней, которые не позволяют ей встать в один ряд с тремя лучшими мировыми аналогами. 

В первую очередь речь идет о транспортной доступности мероприятия. Начнем с того, что с каждым годом этот компонент становится заметно лучше, но, тем ни менее, проблемы все еще существуют. Как уже было сказано ранее, в 2015 году “МАКС” посетили 405 тысяч человек. Для их перевозки было выделено 200 автобусов, которые курсировали от железнодорожных платформ и от перехватывающей парковки, организованной на въезде в город. Машинам въезд город был категорически запрещен, что объяснялось невозможностью единовременно принять такое количество автотранспорта, а также соображениями безопасности. В итоге внутрь пускали исключительно местных жителей, а также обладателей спецпропусков. 

Зато для охраны порядка на мероприятии было задействовано 4 тысячи полицейских и военнослужащих внутренних войск МВД, вертолет, аэростат и два катера, защищавшие аэропорт со стороны Москвы-реки. Такие беспрецедентные меры применяются на “МАКС” всегда, что вызывает вопросы, учитывая тот факт, что на европейских аналогах нельзя встретить ничего подобного, а уровень безопасности там как минимум не ниже. Ничего хорошего в целом нельзя сказать и о финансовой составляющей выставки. Об этом корреспонденту информационного агентства «Деловые Новости» рассказал Дмитрий Андреев, независимый эксперт в области маркетинга и медиа рынка: «В 2015 году расходы на проведение выставки увеличились на 10 – 15%, а вот объем заключенных контрактов оказался значительно скромнее, чем на предыдущих выставках – 2 млрд долларов против 16 млрд в 2013 году. Стоит напомнить, что сумма контрактов Ле-Бурже и Фонборо составляет порядка 60 млрд долларов. Сделки в области ВТС оцениваются порядка 350 млрд рублей. 

Можно сказать, что “МАКС” является достаточно перспективным и престижным авиасалоном, испытывающим, тем ни менее, достаточно много трудностей при попытках встать в один ряд с ведущими мировыми аналогами. Многое еще нужно улучшать, многое переделывать. Сильно отразилась на перспективах авиашоу также и общая мировая военно-политическая обстановка, а также некоторый спад авиационной промышленности РФ. В то же время выставка является единственным подобным мероприятием в России, поэтому нужно пытаться всячески способствовать её развитию и дальнейшему процветанию». 

Автор - Геннадий Погосян



Комментарии
{**}