Авиационная промышленность как важнейший элемент военно-экономического потенциала России

15 июня 2016, 21:33 425

Авиационная промышленность РоссииВ настоящее время авиационная промышленность является одним из важнейших элементов военно-экономического потенциала России. Это прежде всего связано с  тем, что в условиях повсеместного перехода к бесконтактному ведению военных действий с широким использованием авиации, роль данного вида вооруженных сил во всем мире неизменно возрастает. Поэтому для развитой страны  наличие собственной авиационной индустрии представляется необходимым, что подтверждается созданием авиационной промышленности в таких интенсивно растущих “новых индустриальных экономиках”, как Китай, Индия и Бразилия.

Авиационная промышленность поддерживает НТП

Авиационная промышленность играет также важную системообразующую роль в российской экономике. Она традиционно является одним из основных заказчиков и потребителей высокотехнологичной продукции, поддерживая тем самым научно-техничесий потенциал России.

Кроме того, авиационная продукция военного назначения (ПВН) в настоящее время составляет основную часть российского оружейного экспорта, обеспечивая важный источник доходов для российской экономики.

Однако, настоящее состояние отечественной авиационной отрасли и перспективы ее развития не могут не внушать опасений.

Основной статьей дохода авиационной промышленности в настоящее время является экспорт ПВН, подверженный сильным колебаниям и поэтому не являющийся стабильным источником дохода для производителей.Истребитель

В последние годы, несмотря на увеличение объемов экспорта российской авиационной ПВН, в данном секторе мирового рынка отчетливо прослеживаются негативные тенденции, свидетельствующие о возможном снижении спроса в будущем.

Они выражаются прежде всего в росте конкуренции как со стороны традиционных производителей ПВН, так и со стороны вновь появляющихся на этом рынке игроков – стран, интенсивно развивающих национальную авиационную промышленность. Особенно обострение конкуренции проявляется в среднем и низком ценовых сегментах рынка, на которых Россия играла одну из ведущих ролей. Это может свидетельствовать о близости рынка к насыщению, что, по мнению ряда экспертов, предполагает возможность резкого снижения спроса на авиационную ПВН в ближайшем будущем.

Кроме того, постоянно возрастающая цена новых образцов авиационной техники приводит к сокращению объема данного сектора за счет переориентации заказчиков, работавших в низком ценовом сегменте рынка, на рынки вторичной продукции, а также услуг по модернизации имеющихся вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). 

Недостаток финансирования, сокращение внутреннего и внешнего спроса на продукцию и повышение производственных издержек может привести к снижению рентабельности отрасли, замораживанию перспективных направлений ее развития и, как следствие, - к необратимому отставанию российской авиационной промышленности от мирового уровня и свертыванию собственного производства авиационной ПВН. 

Авиационная промышленность РоссииОтрасли требуется пересмотр производственных и маркетинговых стратегий

В такой обстановке для удержания и дальнейшего расширения доли, занимаемой авиационной ПВН отечественного производства на мировом рынке, требуется пересмотр производственных и маркетинговых стратегий в авиационной промышленности и активизация военно-технического сотрудничества (ВТС) России с иностранными государствами. Нормативную и правовую базу исследования составляют законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, другие правовые и нормативные документы, регламентирующие все аспекты ОПК и ВТС. 

Существующая методология анализа экономической базы производства в рамках одного государства лишь частично соответствует современным реалиям постиндустриального, а тем более информационного общества. Необходимо учитывать не столько страновые условия, сколько факторы более сложной природы: эффективность межгосударственных решений на разработку и производство ВВТ, стратегия управления и менеджмента продаж на мировом рынке и т.п. 

Несмотря на то, что оборонно-промышленный комплекс и система ВТС являлись объектом ряда исследований, вопросам разработки и использования производственных и маркетинговых стратегий предприятий авиационной промышленности, учитывающих возможности внутриотраслевой и межотраслевой кооперации, а также международного сотрудничества в рамках системы ВТС, как в отечественных, так и зарубежных работах не уделено должного внимания. 

Таким образом, противоречие между возрастанием требований со стороны отечественных и иностранных заказчиков к авиационной продукции военного назначения и ограничениями существующего научно-методологического аппарата в части использования производственных и маркетинговых стратегий предприятий авиационной промышленности обуславливает актуальность данной темы. 

Автор - Геннадий Погосян, специалист в области интеграций и торговых связей с иностранными корпорациями.



Комментарии
{**}