Частно-государственное партнерство: реформы назрели

11 мая 2016, 02:17 499

В условиях кризиса государство не в состоянии выполнить все необходимые задач для жизнедеятельности людей, бизнес же заинтересован в объектах для новых инвестиций. Поэтому частно-государственное партнерство в России приобрело необыкновенный размах за последнее десятилетие. Если раньше в понятие ЧГП включали аренду, лизинг и некоторые другие отношения, то сегодня существует 3 основные формы сотрудничества: контракт на управление (аренду), соглашение об эксплуатации и обслуживании и концессия.

Развитие частно-государственного партнерства в России

развитие аэропорта ПулковоПонятие ЧГП впервые появилось в российском законодательстве в 2006 году и сразу же нашло живой отклик среди госслужащих и предпринимателей. Сегодня подобные законы приняты в 70 субъектах нашей страны, однако по большей части они носят декларативный характер и реально не работают. Сдерживает развитие частно-государственного партнерства отсутствие законодательной базы на федеральном уровне.
Понятно, что в связи с этим представители бизнеса боятся вступать в долгосрочные проекты, хотя именно долгосрочное инвестирование наиболее выгодно. На сегодняшний день с помощью этого механизма реализовано более 300 крупных проектов. Среди них строительство новых станций московского метрополитена, развитие аэропорта «Пулково», аренда земли и эксплуатация зданий в Пушкинском районе Ленинградской области.
Кстати, именно в Северной Пальмире наиболее тщательно подошли к разработке законодательной базы ЧГП. Как считает заместитель руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Владимир Зуев, частно-государственное партнерство в Северо-Западном административном округе России воплотило в себе все самые хорошие мировые наработки в этой сфере. А лидерами в этой области считаются Англия, Австралия и ЮАР, где слияние бизнеса и госструктур составляет более 30% всей экономики.

Механизмы частно-государственного партнерства

компания "Медси"В нашей стране до последнего времени каждый субъект Федерации принимает собственные программы. Если в Северной столице этот эксперимент можно в полной мере назвать удачным, то во многих регионах не находятся представителей бизнеса, готовых не непонятных условиях взять на себя часть функций госорганов. Изменить сложившуюся ситуацию должен вступивший в силу с 1 января 2016 года Федеральный закон о частно-государственном партнерстве.
В новой редакции подчеркивается, что слияние власти и бизнеса может идти по всем направлениям деятельности, включая ЖКХ и оборонную промышленность. Раньше такого не предусматривалось, ведь именно механизмы сотрудничества в жилищно-коммунальной сфере являются весьма привлекательными для региональных бизнесменов. Они очень важны и для простых наших граждан.
Это подтверждает, к примеру, передача мэрией Москвы 11 медицинских учреждений в аренду с правом управления частной компании «Медси». Стационары и поликлиники этой сети пользуются большим спросом у москвичей. Между прочим, у столицы нет своего закона о частно-государственном партнерстве, причем принятие подобных законодательных актов, по словам мэра Сергея Собянина, не планируется.

Сотрудничество бизнеса и власти: выгода очевидна

Таким образом, даже отсутствие собственной законодательной базы не может служить препятствием для слияния государства и бизнеса. На его основе в столице развиваются сети медицинских клиник, розничные сети магазинов, строятся новые автомагистрали. В то же время, к примеру, в Волгоградской области строительство участка дублера федеральной магистрали было заморожено вследствие нехватки денег и отсутствии интереса со стороны бизнесменов. Дело кроется в привлекательном инвестиционном климате региона и отношении к этой проблеме местных чиновников.
Власти двух столиц сами признают, что, несмотря на отдельные успехи и очевидную выгоду для всех участников процесса, частно-государственное партнерство нуждается в радикальных переменах. Популярные механизмы «Построй – Управляй – Передай» или «Построй – Владей – Управляй» непривлекательны. Нужны новые стимулы для обеих сторон ЧГП. И искать их должно, в первую очередь, государство, наделенное необходимыми финансово-экономическими рычагами.

Частно-государственное партнерство в России: перспективы есть

частно-государственное партнёрствоЭкономический кризис и непростая ситуация во всех отраслях народного хозяйства нашей страны диктует необходимость новых подходов к формам и целям частно-государственного партнерства. Органы власти зачастую не в состоянии отыскать деньги на перспективные и необходимые проекты, зато могут законодательно гарантировать сохранность финансовых вложений со стороны частных инвесторов. Сама жизнь диктует необходимость искать новые формы ЧГП.
Перспективные интересные проекты уже появляются в Татарстане, Республике Башкирия, Пермском крае, Крыму. Надежда на Федеральный закон есть, главное – понимание субъектами отношений привлекательности такого сотрудничества. Ведь если частным компаниям будут передаваться самые широкие полномочия (владение, строительство, эксплуатация), а государство сохранит контрольные функции над процессами, лучше станет всем. Механизмы частно-государственного партнерства могут приносить реальный доход в любой сфере – от культуры до социально значимых отраслей экономики.



Комментарии
{**}