Инфраструктурные компании: борьба с кризисом продолжается

06 мая 2016, 16:27 740

Налаженная работа транспорта, связи, энергоснабжения, высокий уровень здравоохранения, науки и образования – главный критерий успешного состояния экономики. Производственная и социальная инфраструктура необходима для нормальной работы промышленности и жизнедеятельности людей. Инфраструктурные компании, которых в нашей стране очень много, в период экономических санкций и кризиса оказались незаслуженно забыты со стороны государства.

Компании инфраструктурного сектора – важнейшее звено экономики

инфраструктурные компанииНесмотря на то что инфраструктурных компаний в России достаточно много, процент их участия в национальном валовом продукте невелик. В 2015 году эта цифра составляла чуть более 50%. Для сравнения: доля аналогичных компаний в формировании бюджета США 75%, Великобритании 72%, Франции 70%. Предприятия, занимающиеся услугами и коммуникациями для основных отраслей народного хозяйства, производят меньше всего продукции в денежном эквиваленте среди всех развитых стран планеты.

Так было всегда, еще со времен Советского Союза, когда подобные предприятия именовались придатком экономики. В начале XXI века расцвет туризма, ставка на высокие технологии, необходимость развития наукоемких производств привели к кратковременному подъему этой сферы народного хозяйства. Однако сложная геополитическая ситуация и обвал рубля привели к полнейшему откату почти всех организаций важного комплекса России. В самом деле, до состояния дорог ли сейчас, если нефтяная игла перестала приносить доход?

Кому нужны услуги компаний инфраструктурного сектора

Дальний ВостокНа самом деле и состояние дорог, и уровень телекоммуникаций, и сервис организаций питания и медицинского обслуживания напрямую влияют на состояние основных отраслей экономики. Услуги компаний инфраструктурного сектора требуются каждому человеку, причем чем дальше он находится от центра России, тем больше он зависит от, казалось бы, второстепенных факторов. В Сибири, Приморье, на Дальнем Востоке как нигде важна надежная мобильная связь, хорошие дороги, точность погодных прогнозов.
На деле же получается все наоборот. Если в Центральном административном округе предприятиями инфраструктуры занято более 11% площади, то в отдаленных регионах России эта цифра составляет менее 1 процента. Неудивительно, что в самом сложном положении находятся организации, расположенные далеко от центра.
Государственные инвестиции в инфраструктуру составляют около 60% на сегодняшний день, что хватает для обеспечения минимальной потребности, но явно мало для опережающего развития. Стоит отметить, что в развитых европейских державах тоже из года в год размер субсидий со стороны государства снижется. Зато во весь заявляют о себе частные инвесторы, которые в нашей стране не видят перспектив во вложениях в инфраструктурные компании.

Что ждет инфраструктурные компании

расширение БАМаДля развития подсобных отраслей народного хозяйства необходимо найти разумный баланс между ликвидностью крупномасштабных проектов и рисками частных инвесторов. Пока существенной помощи от государства, бюджет которого погряз в долгах, ждать не приходится. Фирмы сами вынуждены искать инвесторов и привлекать российских и зарубежных юридических частных лиц. Во многих регионах так и происходит: пример блистательно проведенной зимней Олимпиады в Сочи не дает спокойно спать многим мудрым и дальновидным банкирам.
Многие не знают, что наследие Олимпиады уже принесло богатые плоды. Прекрасный комплекс на юге России приносит не только радость жителям всей страны, имеющим возможность круглогодично отдыхать на современном курорте, но и внушительные дивиденды вкладчикам. На смену олимпийским объектам приходят не менее масштабные проекты: расширение БАМа, модернизация Транссиба, строительство платных автодорог по всей территории нашей страны.
Перспективы организаций не видятся в мрачном свете. Между Россией и Китаем открываются все новые транспортные коридоры, которые позволят увеличить грузооборот между нашей страной и Азией к 2020 году в 1,5 раза. Японские инвесторы проявляют все больше интереса к развитию инфраструктурных компаний нашего Дальнего Востока. В Центре России в наиболее тяжелой ситуации находятся здравоохранение и образование, но именно в эти сферы государство планирует выделить до 60% всех вливаний в инфраструктуру.

Будущее в цифрах

Кризис, безусловно, не мог не сказаться на общем состоянии отечественной инфраструктуры и отдельных организаций в частности. Но здесь как нигде больше велик процент малых и средних предприятий, которым легче адаптироваться к новым условиям хозяйствования. Несмотря на кризис, многие небольшие кафе, рестораны, парикмахерские, транспортные фирмы успешно развиваются и открывают филиалы. Недаром говорят, что кризис – очень удачная пора для старта успешного бизнеса.

К 2020 году объем частных инвестиций в инфраструктуру России составит около 30 миллиардов долларов. Отечественные и зарубежные инвесторы понимают, что при всех рисках объекты жизнедеятельности – именно та сфера, к помощи которой прибегает каждый человек ежедневно. Стало быть, вкладывать деньги в то, что было, есть и будет необходимо всегда, выгодно. Пусть рентабельность инфраструктурных компаний страны пока невысока, но ждать количественных и качественных изменений в этой области непременно стоит.



Комментарии
{**}