Стимулирование производства: осознанная необходимость

11 марта 2016, 21:51 1304

Как ни печально признавать, но эффективных предприятий в России сейчас крайне мало, причем большинство из них относится к небольшим и средним организациям, не требующим серьезных капитальных вложений. Что касается крупных заводов и фабрик, то соотношение получаемой продукции к вложенным ресурсам очень низкое. Поэтому неслучайно стимулирование производства крайне важно именно сегодня, иначе выход из кризиса невозможен.

Меры стимулирования производства

автомобильное производствоНе следует путать финансовое благополучие конкретной организации, то есть отношение прибыли к убыткам, с общей эффективностью деятельности предприятия. Наиболее верными критериями являются индексные показатели: материалоемкость, энергопотребление, производительность труда. К сожалению, последние годы не дают повода для оптимизма: эти показатели гораздо ниже аналогичных цифр в развитых странах.

Государственное кредитование уже не может рассматриваться единственным источником стимулирования производства, как это было еще десять лет назад. Главной мерой, направленной на повышение эффективности конкретного предприятия, видится снижение ставок налогообложения и предоставление льготных кредитов. Это, кстати, может помочь привлечению зарубежных инвестиций для ускорения темпов роста народного хозяйства страны.

Анализ стимулирования производства: до всего не доходят руки

Один из последних примеров – совещание руководителей ведущих топливных и автомобильных концернов страны, прошедшее в Нижнем Новгороде. Так, анализ стимулирования производства автотранспортных средств, работающих на газе, показал их рентабельность и положительное влияние на экологию страны. По решению чиновников, выпуск подобных машин должен быть поддержан правительством.

Непосредственно на заседании были выявлены механизмы конкретных путей облегчения жизни производителей подобной техники. Изготовители грузовиков, автобусов, легковых автомобилей получат в течение 2016 года около 3 миллиардов рублей на закупку нового оборудования и научно-исследовательские работы. Согласно решению, получить субсидии может только тот завод, который предоставит гарантированные скидки дилерам и оптовым покупателям.
По словам экономического аналитика агентства «Новости» Михаила Марьянова, это решение очень правильное, ибо лучше становится всем: изготовителям, перевозчикам, простым гражданам, являющимся конечным звеном в этой цепи. К сожалению, такие позитивные меры стимулирования производства можно наблюдать далеко не во всех отраслях. По-прежнему не доходят руки до энергетики, нефтехимии, тяжелого машиностроения.

Устаревшее оборудование – беда нашего времени

устаревшее оборудованиеМногие заводы и фабрики готовы снижать цены для покупателей и выпускать привлекательную продукцию, однако на морально и физически изношенном оборудовании это сделать нереально. Более 85% станкостроительного парка России имеет колоссальную изношенность и возраст более 45 лет. Для сравнения: таких древних станков в США всего 19%, в Китае только 5 процентов. Разумеется, о каком стимулировании производства с таким ветхим оборудованием может идти речь?
В условиях мирового кризиса и экономического эмбарго со стороны европейских стран произошел резкий отток капитала, который существенно снизил возможности предприятий по модернизации оборудования. Купить новые станки можно за рубежом, но нам их не продадут, а отечественные изготовители зачастую просто не выпускают такие модели. Замкнутый, казалось бы, круг, постепенно разрывается путем выхода на неосвоенные рынки, например, Южной и Латинской Америки, Африки, где зачастую экспорт налажен не хуже, чем в странах ЕС.

Нужна мотивация

нужна мотивацияСтранно, но факт: у многих предприятий нет мотивации для повышения производительности труда и стимулирования производства. Благоприятная конъюнктура, сложившаяся в начале века, привела к самоуспокоенности ряда руководителей и работников, которые в условиях бурных продаж и отсутствия конкуренции забыли об интенсификации труда. Сейчас, когда произошло резкое снижение уровня доходов, производить старую продукцию по накатанной колее не получается.
Люди, даже имея ограниченное количество средств, не хотят приобретать неконкурентоспособную продукцию. В новых условиях экономики важна внутренняя мотивация и осознанная потребность каждого трудового коллектива в повышении производительности и качества труда. Не стоит бояться роста безработицы – эта проблема надумана. Тогда и государственные меры по стимулированию производства окажутся действенными, особенно в условиях практически полного отсутствия иностранного заемного капитала и долгосрочных активов.



Комментарии
{**}