Авиастроительная отрасль России: анализ и перспективы

10 марта 2016, 21:28 1010

Заводов по производству самолетов в нашей стране не так много, но отставание этой сферы не объясняется только этим. Производство широкофюзеляжного летательного аппарата – дело слишком энергоемкое даже для авиастроительной отрасли, чтобы ограничиваться исключительно внутренними рынками сбытами или продавать по одному экземпляру в слаборазвитые страны. Чтобы окупить большие затраты, надо делать много самолетов.

Авиастроительная отрасль России в упадке

авиастроительная отрасльДля производства большого количества летательных аппаратов – а только так можно окупить внушительные капитальные затраты – продавать их лучше не за наличные, а в кредит или лизинг. Далеко не ведущий завод – бразильский Embraer – давно понял тенденцию современного и пользуется широчайшим американским рынком сбыта. Нам туда дорога по известным причинам заказана, вместе это не причина лить слезы над тихо умирающей промышленностью.

В авиастроительной отрасли сейчас две основные проблемы. Первая – не хватает инвестиций на модернизацию оборудования или закупку новых технологий. Мировые производители шагнули так далеко, что нашим специалистам не снилось. Вторая проблема – отсутствие квалифицированных кадров. Научный потенциал страны постепенно, но неуклонно снижается, многие ведущие авиаконструкторы уходят на пенсию. Достойной смены не видно, да и кто пойдет разрабатывать новые модели за копейки?

Кто диктует моду?

вертолётостроение в РоссииНа протяжении всей истории воздухоплавания наша страна входила в число ведущих авиационных держав мира. Защита государственных интересов России, обеспечение транспортных потребностей населения, международная торговля – вот далеко не полный перечень всех функций авиапрома, который испокон веков был гордостью нации. Сейчас положение, безусловно, изменилось. И если в тайгу и тундру все еще летают наши самолеты, без которых невозможно представить жизнь местных народов, то на международном рынке моду диктуем давно не мы.

По-прежнему конкурентоспособной Россия остается на рынке вертолетостроения. В прошлом году было продано около 100 машин, при этом заказы есть на несколько лет вперед. Между тем наши самолеты не пользуются спросом, уступая извечным конкурентам в надежности, долговечности, комфортабельности.
Не надо далеко ходить за примерами. У российских авиаперевозчиков более половины машин – Боинги различных модификаций. И не стоит думать, что они покупают их от хорошей жизни. Голосуют пассажиры: выбором, предпочтениями, рублем. Если людям удобнее летать на самолетах зарубежного производства, значит, в отечественной авиастроительной отрасли необходимо что-то менять. Впрочем, конструкторы, инженеры, строители и сами это знают.

Оборудование необходимо менять

Старые заводы с изношенным оборудованием, древние конструкторские бюро с явным дефицитом идей, а, главное – знаний передовых технологий не могут стать объектом внимания серьезного инвестора. Авиастроительная отрасль нуждается в серьезнейшей модификации основных и оборотных средств. Если не сделать это в ближайшие годы, то отставание от ведущих держав, во всей красе демонстрирующих свои разработки на мировых салонах и выставках, станет угрожающим и практически невосполнимым.

По мнению ведущего инженера одного из ведущих российских КБ Владислава Портнягина, ситуация в авиастроительной отрасли схожа с положением в автомобильной промышленности. Отставание по надежности и комфорту серьезное. Как «Жигулям» нереально конкурировать с «Мерседесами», так и в сегменте среднемагистральных самолетов мы пока не можем конкурировать с ведущими мировыми изготовителями.

Прогнозы: поводы для сдержанного оптимизма есть

Boeing и AirbusВместе с тем поводы для радости есть. Невозможно завоевать все ниши в воздушном пространстве над Землей. Поэтому курс правительства, одобренный аналитиками авиастроительной отрасли, заключается в завоевании определенный, пусть пока достаточно узких, но конкурентоспособных ниш, где наши самолеты могут быть на первых ролях.
К примеру, сложившаяся конъюнктура на рынке реактивных самолетов вполне благоприятна для нашей страны. Мировые гиганты типа Boeing и Airbus практически полностью выкладываются на рынке пассажирских перевозок, разрабатывая новые и модифицируя старые версии летательных аппаратов. Россия не может конкурировать здесь с гигантами, будем прорываться на региональные рынки.
Не все так плохо на рынке транспортников. Согласно данным статистики, по итогам 2015 года ОАК – крупнейшее предприятие авиапрома нашей страны – выручила более 225 миллиардов рублей. Несколько десятков построенных пассажирских лайнеров, проданные в страны третьего мира, общую картину на мировом рынке не изменили. Но цифры в 21% прибыли в авиастроительной отрасли на фоне практически нулевого роста прибыли в целом по промышленности нашей страны, вселяют оптимизм.



Комментарии
{**}