Особенности транспортной сети России

10 февраля 2016, 18:24 1044

Транспортная сеть РФ сегодня испытывает те же проблемы, что и аналогичная инфраструктура многих мировых стран. В первую очередь, это недостаточная пропускная способность и сложности с дальнейшим планированием в больших городах. Кроме того, немало факторов замедляют развитие сектора далеко не по объективным причинам.

Российская транспортная сеть – особенности и проблемы

транспортная сеть РоссииЛьвиная доля присущих российской транспортной сети особенностей родом из девяностых годов прошлого века. С развалом СССР застопорились механизмы управления, нарушились устойчивые торговые и производственные связи. Постепенно ситуация нормализовалась, однако положение дел в сфере по-прежнему вызывает вопросы.

Развитие российской транспортной сети тормозится как объективными, так и субъективными факторами. К первой группе относится резкое увеличение количества частных автовладельцев и сложности с дальнейшим развитием городской инфраструктуры, вызванные недостаточно продуманной планировкой в прошлом. Это серьезные проблемы, с которыми сталкиваются даже в высокоразвитых странах.

Однако объективные трудности никак не оправдывают такие вещи, как медленные темпы дорожного строительства (не будем даже говорить о качестве), несовершенство законодательной базы и обилие бюрократических преград как следствие. Вызывает серьезные вопросы уровень управления транспортной сетью во многих регионах страны. Если говорить напрямую, некомпетентность и масштабное воровство давно уже стали массовыми явлениями.

Автомобильная транспортная сеть

автомобильная транспортная сетьСогласно статистике, протяженность российских дорог общего пользования составляет свыше 825 тыс. км. Это немногим более 50 тыс. км федеральных шоссе, а также порядка 500 тыс. км региональных (44 тыс. км грунтовки) и 280 тыс. км местных трасс (116 тыс. км грунтовки). Достаточные средства на обслуживание и строительство транспортной сети выделяют и госбюджет, и руководство благополучных областей. Почему же нет результата? Вопрос риторический, так как ответ на него знает каждый.

При таких безумных расходах (строительство одного километра обходится в несколько раз дороже, чем в развитых странах с похожим климатом) можно было хотя бы обеспечить высокое качество. Но ведь и этого нет. Вспомним, к примеру, легендарное шоссе до Владивостока, обошедшееся бюджету в 30 млрд руб. Оно стало разрушаться уже после первых сильных дождей.

Серьезным вызовом для муниципальных властей стал стремительный рост количества автовладельцев в «нулевые» годы. «Пробки» в мегаполисах – явление сегодня обыденное. По ряду причин резко снизилась и производительность местных транспортных сетей. Попытки решить проблему силами частных перевозчиков в большинстве случаев только усугубили дорожный хаос. Можно констатировать, что с вызовом справиться удалось немногим. Ожидать же кардинальных улучшений в нынешних реалиях не приходится.

Ж/д дорога

жд дорогиРоссийская железнодорожная транспортная сеть, особенностью которой в последнее время стало состояние непрерывного реформирования, тоже переживает сегодня не лучшие времена. Инициативы команды противника общества потребления, господина Якунина, привели к тому, что этот вид перевозок стал дорогим и малоудобным для населения и промышленников. Плюсы, похоже, заметили лишь сами реформаторы. Обидно, что огромный потенциал отрасли реализуется так неэффективно.

За период правления топового менеджера и ярого государственника Якунина железнодорожные билеты во многих регионах подорожали настолько, что дешевле стало передвигаться на автобусе. Учитывая, что в ряд населенных пунктов реально добраться только на поезде или электричке, у местных властей не остается иного выбора, как оплачивать повышение тарифов из бюджета во избежание социальных волнений. Серьезно недовольны нынешними условиями грузоперевозок и промышленники.

Перспективы

Состояние транспортной сети нельзя назвать критическим, особенно если сравнивать с тем, что творится в других сферах. Однако говорить о нем в позитивном ключе тоже не вполне уместно. Чтобы решить накопившиеся проблемы, следует провести ряд комплексных масштабных мероприятий, направленных на развитие системы. Требуется новый подход к вопросам управления, доступа, совершенствования инфраструктуры и организации взаимодействия с другими отраслями.

В данный момент реализуется государственная программа развития сектора. Насколько она будет эффективной, можно будет сказать не раньше 2020-го, когда завершится срок действия. Одно можно констатировать уверенно: предстоит работа не в самой благоприятной финансовой обстановке. Ну что же, если не получалось, когда денег хватало, может быть, удастся добиться результатов в условиях дефицита?   



Комментарии
{**}