Рынок государственных заказов: 7 важных фактов

08 февраля 2016, 17:30 795

Кризис – время, требующее рационального подхода к тратам, тем более, когда речь идет о казне страны. Эту нехитрую истину нам без устали повторяют чиновники всех уровней, вплоть до президента. И что в результате? Несмотря на то что в 2015 году бюджет дважды подвергался секвестированию, объем рынка государственных заказов, наоборот, продемонстрировал рост. В кризис 2008-2009 гг. подобного феномена мы не наблюдали.

Растущий рынок государственных заказов и «ограничиваемые» чиновники

рынок госзаказовПо данным портала госзакупок, суммарная стоимость контрактов по ФЗ-223 в 2015 году превысила 23 трлн. рублей. Это на 30% больше по сравнению с 2014-м. Напомним, что данный закон регламентирует рынок государственных заказов в сегменте корпоративных сделок. В области закупок для чиновничьих нужд (ФЗ-44) показатели превысили 6,5 трлн. рублей (+8,5%). Средняя стоимость договора тоже выросла. Эти деньги освоили не в полном объеме, но масштабы понятны.

Интересно отметить, что бюджетные расходы увеличиваются на протяжении уже шести лет. Скромность запросов не является отличительной чертой чиновников, но в нынешней ситуации на масштабы трат обратило внимание даже правительство. С января этого года для некоторых категорий рынка государственных заказов ввели ограничения. В частности, ведомствам теперь нельзя покупать авто дороже 2,5 млн. рублей, элитные телефоны, мебель и оргтехнику.

Насколько эффективными станут эти шаги, посмотрим, однако предыдущий опыт борьбы с нежеланием «мелочиться» заставляет сильно сомневаться в положительных результатах. Например, оригинально восприняли новую бюджетную политики представители Московской областной думы. Там решили сэкономить и отказаться от приобретения дорогостоящих авто, предпочтя им аренду. Замечательно, но присутствует одно но – каждая взятая напрокат машина обойдется дороже трех миллионов в год. Экономия налицо.

Правительство ограничивает конкуренцию на рынке государственных заказов

Еще одной мерой в борьбе с излишними расходами призвано стать изменение структуры электронной торговли на рынке государственных заказов. В правительстве заявляют, что количество торговых площадок чрезмерно, вследствие чего возрастает уровень утечки конфиденциальных данных и затрудняется работа проверяющих органов. Планируют оставить лишь несколько ЭТП, отказавшись от услуг независимых терминалов практически полностью.

Игроки отрасли уверены, что данная инициатива лишний раз подтверждает присутствие коррупционного фактора. Ведущие заказчики и поставщики уже давно организовали некий закрытый клуб, в котором никому не нужны предприниматели со стороны. Если ты в системе – получаешь подряды, как только нарушаешь корпоративные правила – сразу перемещаешься в закоулки рынка государственных заказов.

«Закулисные игры» и опасения малого бизнеса

коррупционный факторОграничение количества ЭТП никак не решит проблемы безопасности данных и прозрачности сделок, зато практически окончательно убьет конкуренцию. Тем более что существует уже достаточно механизмов, позволяющих проводить тендеры без тех, кто «не нравится» сильным мира сего.

В прошлом году, например, «второе дыхание» обрела практика заключения контрактов без торгов для оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Интересно, что последние случались практически ежедневно. Никуда не пропали и «невидимые» сделки, которые могли отыскать в базе только люди, владеющие специфическим «новоязом» заказчиков.

Казалось бы, рынок государственных заказов в нынешней ситуации должен вызывать интерес у представителей малого и среднего бизнеса, однако массового желания сотрудничать с корпорациями мы не наблюдаем. Главные причины: низкая рентабельность и юридически неоднозначные договоры, по которым к исполнителю легко придраться и лишить большей части изначально обозначенной суммы.

«Оборонка» и «футбольные» строители нормально, остальные ждут весны

подготовка к чемпионату мираНынешняя геополитическая ситуация играет на руку компаниям, сотрудничающим с оборонно-промышленным комплексом. На эту отрасль выделяются достаточные суммы, чтобы как минимум не слишком замедлить прошлогодние темпы развития. Что касается строительства, на долю которого приходится почти половина объема рынка государственных заказов, то его главным драйвером станет подготовка к чемпионату мира 2018 года.

Представителям остальных секторов промышленности стоит приготовиться к резкому усилению конкуренции. Все говорит о том, что в ближайшее время произойдет секвестирование бюджета, вследствие которого он сократится на 10%. Казенных денег станет меньше, доступ к ним усложнится, а если ты недостаточно вписан в систему, то на крупные заказы сильно рассчитывать не стоит. В общем, остается только ждать наступления весны и в прямом, и в переносном смысле.



Комментарии
{**}