Рынок внутреннего туризма переживает упадок

09 декабря 2015, 18:34 1055

С учетом прошлогоднего падения курса рубля была достаточно серьезная уверенность в том, что в 2015-м российский рынок внутреннего туризма ожидает настоящий бум. Значительный рост в отрасли был зафиксирован и в самом деле, однако говорить о каком-то качественно новом скачке пока точно не приходится.

Рынок внутреннего туризма: дачи снова в моде

рынок внутреннего туризмаСогласно официальной статистике, предоставленной профильным министерством, все выглядит впечатляюще. По итогам летнего сезона рынок внутреннего туризма вырос на целых 40% по сравнению с предыдущим годом. Однако представители ВЦИОМ не соглашаются с этими оптимистическими данными, считая, что в реальности показатели гораздо скромнее. Например, в Краснодарском крае была зафиксирована «прибыль» всего в 3% (14% от общего числа отдыхающих), в Крыму – 4% (6%). 

Вместо того чтобы активно возрождать рынок внутреннего туризма, люди все чаще начинают вспоминать о радостях дачного отдыха. Если в 2014-м таковых было порядка 40%, то в 2015-м показатель вырос уже практически до 60%. Это почти на двенадцать миллионов россиян больше, чем в прошлом году. Причину столь бурного роста любви к дачным домикам объяснять, наверное, никому не нужно. 

Главные проблемы отечественного рынка внутреннего туризма

Экономические трудности – это понятно, но существует еще целый ряд проблем, тормозящих развитие туристической отрасли. В первую очередь специалисты и потребители называют существенную разницу в уровне сервиса, которая пока далеко не в пользу отечественных компаний. Кроме того, недостаточно развита прилегающая к базам и домам отдыха инфраструктура. Цены при этом обычно вполне европейские, если не выше.

Ощущается серьезный дефицит внимания со стороны региональных властей. Мало рекламы, нормальной навигации зачастую не хватает даже в «продвинутых» областях. Еще один серьезный «бич» рынка внутреннего туризма – проблемы с перевозками. Поездка в какой-нибудь удаленный живописный уголок страны иногда может стать настоящим дорожным приключением, требующим существенного увеличения расходов.

Заграница становится роскошью

запреты на полётыСогласно данным Ассоциации туроператоров России, выездной поток в 2015 году снизился на 35-45% на разных направлениях. Наибольшим спросом традиционно пользовались Египет, Турция, Испания и Греция. Цены в евро и долларах остались, по сути, прежними, но для большинства жителей РФ из-за девальвации рубля заметно выросли. Что касается перспектив на следующий год, то здесь все стало намного запутанней.

Как мы помним, в ноябре 2015-го произошло два события, которые могут в корне изменить положение дел на рынке внутреннего туризма. Речь идет о печально известных инцидентах, случившихся с отечественными самолетами в Египте и Турции, вследствие которых перелеты в эти страны временно приостановлены.

Если образовавшаяся в связи с трагедией взорвавшегося в центре Синайского полуострова пассажирского лайнера пауза может быть прервана уже через несколько месяцев, то событие на сирийско-турецкой границе, скорее всего, заставит подавляющее большинство россиян забыть об отдыхе в Анталии или Кемере на долгие годы. Учитывая, что именно Египет и Турция были наиболее доступными в ценовом отношении курортами, 2016-й имеет все шансы добиться ожидаемого прогресса на рынке внутреннего туризма.

Краснодарский край, Крым и другие

туризм в КрымуВ нынешнем году возросла популярность многих отечественных мест отдыха. Большим спросом пользовалась Карелия, увеличился интерес к Валдаю, Селигеру и другим живописным уголкам России. Особое внимание, естественно, было обращено на Крым – ожидалось, сумеют ли власти полуострова произвести реальную работу над ошибками и насколько улучшится посещаемость. Результат, скорее, разочаровал. Гостей было не намного больше, чем в 2014-м, не сильно вырос и уровень сервиса. 

Что касается Краснодарского края, то здесь традиционно лидирует Сочи. Геленджик и Анапа, наоборот, немного ухудшили свои показатели. В этом нет ничего неожиданного – в прошлом году на этих курортах был внеплановый ажиотаж, связанный с памятными проблемами на керченской переправе. В 2015-м с проездом в Крым все было относительно нормально. Кроме того, воодушевленные успехом местные торговцы существенно повысили цены (от 20%), что тоже не привлекло гостей.

Если экономическая ситуация в 2016-м хотя бы не сильно ухудшится, рынок внутреннего туризма ожидают неплохие времена. Насколько воспользуются конъюнктурой отечественные игроки, зависит только от них. Необходимо должным образом развивать всю инфраструктуру, начиная от создания мобильных приложений и заканчивая обучением персонала. Отрасль нужно серьезно стимулировать финансово, в том числе и на государственном уровне. Только в этом случае она сумеет выйти на качественно новый уровень.



Комментарии
{**}