Коммерциализация технологий идет медленно

03 декабря 2015, 22:30 864

Главная причина того, что коммерциализация технологий в России идет сегодня слишком медленно – ограниченность спроса со стороны промышленности. За рубежом корпорации являются главным драйвером развития инноваций. У нас же подавляющее большинство крупнейших отечественных предприятий живут за счет государственных заказов. При отсутствии рыночной конкуренции им нет особой необходимости рисковать, вкладываясь в научные разработки.

Достаточно ли делает государство для ускорения коммерциализации технологий

коммерциализация технологий

Одной из главных проблем медленной коммерциализации технологий является недостаток финансирования. Однако это тот редкий случай, когда к государству претензий возникать, вообще, не должно. За предшествующие нынешнему кризису десять лет объемы средств, выделяемых на инновацию, выросли более чем в 10 раз. При этом по критериям скоординированной господдержки РФ, вообще, стала мировым лидером.

Несмотря на такой очевидный прогресс, в стране до сих пор ежегодно выдается всего около 40 000 патентов, что примерно соответствует уровню 2008 года. Количество подаваемых в России заявок составляет всего 2% от общемирового показателя. Если говорить о действующих патентах, то, например, в США их в 10 раз больше. Почему же вложенные средства не дают адекватной отдачи? Попробуем разобраться.

Особенности коммерциализации технологий

научный коллективПроцесс коммерциализации технологий состоит из нескольких этапов: идеи, начальной разработки, создания прототипа, запуска в производство и рыночной диверсификации. В качестве исследователей и авторов могут выступать крупные университеты или отдельные научные коллективы, малые инновационные компании или частные изобретатели.

Инвесторами являются различные фонды, программы и гранты, организуемые государством или независимыми организациями, а также крупные промышленные компании. Часто привлекаются посредники, роль которых зачастую исполняют консалтинговые фирмы. Ключевым моментом в коммерциализации технологии является выбор способа, которым она будет осуществляться.

Первый вариант состоит в том, чтобы организовать полный цикл производства, начиная от разработки и заканчивая продвижением продукта на рынке. Второе решение подразумевает переуступку части интеллектуальных прав путем продажи лицензии, франчайзинга, заключения договора о совместной деятельности и т. д. В третьем способе автор передает инвестору все права на разработку.

Какой вариант предпочесть

Выбор метода коммерциализации технологий зависит от целей, которые ставят перед собой организаторы проекта. Если речь идет об идее продукта, потенциально способного заинтересовать широкую аудиторию, имеет смысл прибегнуть к первому способу, так как адекватно оценить стоимость прав практически нереально. То есть, итоговая прибыль может оказаться в разы выше, чем получит автор.

Если разработчик отдает себе отчет в том, что самостоятельно продвигать товар ему будет затруднительно, целесообразней выбрать третий вариант и направить свои усилия на новые проекты. Для продуктов узкоцелевого назначения, которые могут быть реализованы только на ограниченном количестве предприятий, стоит выбрать второй метод.

Главные проблемы

снижение инвестицийУчитывая нынешнее состояние отечественной экономики, финансовый вопрос для коммерциализации технологий становится особенно острым. Серьезные трудности с деньгами ощущают даже крупные государственные компании, за исключением тех, которые задействованы в военной промышленности. Что уже тогда говорить о частниках.

Круг инвесторов будет сужаться, при этом в связи с трудной финансовой обстановкой им будут предлагаться преимущественно сильно незавершенные варианты продукта. Наличие прототипа позволяет увидеть основные характеристики и свойства, но не дает возможности в полной мере определить конкурентоспособность товара по сравнению с аналогами. Значит, придется дополнительно вкладываться в маркетинговые исследования, на что не каждый сегодня решится.

По-прежнему остается на повестке дня такая проблема коммерциализации технологий, как слабое развитие института «бирж», на которых могли бы встречаться заказчики и разработчики. Авторам приходится тратить уйму времени на поиск потенциальных покупателей, так как инновации в нашей стране пока не столь востребованы, чтобы компании сами за ними «охотились» в массовом порядке.

Недостаток средств и спроса – это серьезные проблемы, однако в относительном дефиците заявок и патентов немалая часть вины лежит и на самих разработчиках. Юридическая грамотность многих из них, мягко говоря, не на высоте. Впрочем, нынешнее законодательство в этой области тоже нуждается в серьезном усовершенствовании.



Комментарии
{**}