Страховая отрасль кардинально изменится

11 ноября 2015, 18:04 1019

Развитие страховой отрасли является одним из важнейших условий стабильности экономического положения любой страны. Финансовый институт страховых услуг не только обеспечивает уверенность граждан и хозяйствующих субъектов в завтрашнем дне, но и перераспределяет денежные средства страны, облегчая финансовую нагрузку на государство. К сожалению, на сегодняшний момент отрасль России находится в состоянии глубокой стагнации, что вполне объяснимо, но перспективы выхода из кризиса все-таки есть.

Когда страховщик остается без работы

страховая отрасльКак верить страховщикам, сулящим золотые горы, если чуть ли не ежедневно закрываются офисы крупных и не очень компаний? Понять граждан можно: все понимают наличие экономических рисков, но никто не желает отдавать последние деньги на обеспечение безопасности имущества, здоровья, жизни. Если учитывать неизбежную инфляцию и постоянный рост цен на продукты питания и потребительские товары, становится понятно, почему жители нашей страны не торопятся идти в компанию или вызвать страховщика на дом.

Беда осложняется еще и тем, что напрочь отсутствует законодательная база, четко регламентирующая деятельность агентов и брокеров. Неслучайно количество страховых организаций за последние 5 лет уменьшилось почти на 30% и составляет меньше тысячи. Для отрасли такой огромной страны, как Россия, это ничтожно мало. Для сравнения: таких компаний в США больше двух тысяч.

ОМС и ОСАГО – что-то еще будет?!

полис осагоКстати, по поводу медицины. У каждого жителя нашей страны есть полис обязательного медицинского страхования. Он, как и полис ОСАГО, спасает всю картину общего состояния отрасли в России. Экономисты, любящие жонглировать красивыми цифрами об увеличении уставного капитала и величины страховых премий, забывают упомянуть об одной, но очень существенной вещи. Более половины денежных средств монстров отечественной отрасли принадлежит владельцам полисов ОМС и ОСАГО. Это как в анекдоте про среднюю температуру по больнице: она нормальная, но при этом есть здоровые люди, а есть и те, кто находится при смерти.

Состояние добровольного страхования сейчас находится в катастрофическом положении. И дело не только в отсутствии свободных средств на руках граждан и нехватке доверия в страховщикам. Главное – отсутствие элементарной грамотности в страховой, юридической и банковской сфере, а ведь это три главных кита, основа любой экономики.

Там дела тоже не лучше: никто не торопится повышать грамотность населения в этих вопросах, как никто не стремится предложить новые услуги и заняться совершенствованием привычных предложений. По словам директора одного из саратовских агентств Олега Уральского, существующее положение вещей не изменится до тех пор, пока не будет налажена реклама важных услуг.

Реклама – двигатель страховки?

полис ОМСДействительно, если вдуматься: страхование – такой же товар, как шиномонтаж автомобиля или пластическая хирургия. Однако если маркетологи компаний, занимающихся последними двумя видами деятельности, работают вовсю, то когда и где вы видели рекламу подобных услуг? Удручающее незнание основных правил и положений, неосведомленность о возможных услугах, порядке оформления и выплат процентов – все это не способствует развитию страховой отрасли в нашей стране.

Как считает все тот же Олег Уральский, одной рекламы и грамотной маркетинговой компании мало. Высокая концентрация рынка страховой отрасли, когда почти 70% всех услуг сосредоточено в руках нескольких монополистов, которых можно пересчитать по пальцам двух рук, способствует к ухудшения качества оказываемых услуг. Люди отмечают: обязательства перед ними выполняются не вовремя, посредники, получающие приличные проценты, действуют, как правило, в интересах продавца. В итоге люди предпочитают надеяться на авось, а не гарантировать свое будущее, как это принято во всех цивилизованных странах.

Перспективы развития страховой отрасли туманны

Программа развития российской страховой отрасли до 2020 года предусматривает комплекс мер, которые необходимы для повышения спроса на услуги со стороны людей и юридических лиц. В перечне первоочередных мер такие важные задачи, как формирование института брокеров, повышение значимости и полномочий профессиональных ассоциаций, совершенствование добровольного сельскохозяйственного страхования – не секрет, что именно на селе инфраструктура страхового бизнеса развита слабее всего. Планируется также ввести систему рейтинга обществ и публиковать результаты в интернете, чтобы потребители знали, кому можно доверять, а с какой компанией лучше не связываться.

Все эти меры, безусловно, должны помочь сделать страховую отрасль по-настоящему значимым сектором экономики. Без этого нечего рассчитывать на стабилизацию инвестиционного климата России. Пока же конкурентоспособность отечественного финансового рынка вызывает больше вопросов, нежели четких ответов. Остается надеяться на то, что страховые компании услышат нужды государства и повернутся лицом к интересам простых граждан.



Комментарии
{**}