Рынок электронной торговли: 7 точек роста

15 ноября 2015, 16:05 1204

Интернет давно и повсеместно вошел в жизнь каждого человека, что не могло не сказать на состоянии рынка электронной торговли. По данным независимых исследований, общий объем розничных интернет-продаж вырос за прошлый год на 28% и составил в общей сложности более 500 миллиардов рублей, из них две трети составляют материальные товары, а одну треть – цифровые услуги и авиабилеты. Тенденция повышения интереса к покупкам в интернете обусловлена не только доступностью Всемирной паутины, но и низкими ценами, которые предлагают большинство магазинов.

Рынок электронной торговли: с культурой надо что-то делать

рынок электронной торговлиС низкими ценами особая история. Не секрет, что в большинстве случаев интернет-магазины представляют собой незамысловатую схему «склад-сайт», при которой нет необходимости арендовать торговые площади, платить за коммунальное обслуживание, нанимать персонал и выплачивать зарплату. Несколько менеджеров и курьеров – обычный штат магазина. Этого порой вполне достаточно для покупки той вещи, о которой потребитель знает все и точно хочет купить ту или иную модель телефона или ноутбука. Кстати, именно эти товары пользовались наибольшим спросом в России.

Между тем, когда речь заходит о профессиональных консультациях по новому оборудованию или услугам, квалифицированную помощь покупателю могут оказать мизерное количество продавцов. Работающие в этой сфере люди в большинстве своем некомпетентны даже в той области, в которой трудится тот или иной интернет-магазин. И в этом главный резерв совершенствования и роста рынка электронной торговли в нашей стране, по мнению главного управляющего компании «Урал-Софт» Евгения Ковпенко.

Мошенников на рынке электронной торговли стало меньше

мошенники в электронной торговлеНесмотря на столь радужные цифры, общий рынок электронной торговли в России развивается крайне медленно. Если взять общий объем оптовых и розничных покупок, совершаемых нашими соотечественниками, доля онлайн продаж составит не более 1,5%. Для сравнения: в той же Америке на долю интернет-магазинов приходится почти половина всех покупок. Прогресс идет, и он неизбежен, но тут надо вести речь, прежде всего, о повышении общей электронной грамотности населения и компьютеризации страны в целом. О каком цивилизованном характере купли-продажи может идти речь, если 80% населения России не имеет компьютер?!

Из тех людей, которые являются счастливыми обладателями главного чуда XX века, лишь 7% регулярно совершают покупки через интернет. Столь удручающая статистика обусловлена, в первую очередь тем, что покупатели боятся покупать товар вслепую и нарваться на подделку. Число мошенников и торговцев низкокачественными продуктами значительно снизилось за последние годы, однако дурная слава преследует интернет-продавцов до сих пор.

Цивилизация обязательно наступит!

На самом деле перспективы развития рынка электронной торговли в России весьма позитивные. Как считает председатель гильдии независимых интернет-магазинов Калуги Геннадий Скоков, главное недоверие идет не к продавцам как таковым, а к некачественным товарам и услугам. При этом продавцы зачастую сами не подозревают, что торгуют фейками, с другой стороны, разве покупателю от этого легче? Для повышения качества услуг необходимо, прежде всего, отойти от серых схем закупок и перейти к цивилизованным закупкам качественного сырья.

Не стоит бояться возможного повышения цен. Покупатель разберется, что выгоднее: платить рубль за подделку, которую через неделю придется выбросить, ибо ремонту она не подлежит, или же заплатить 5 рублей, но с гарантией того, что вещь прослужит долго. Возможно, это произойдет не сразу, но цивилизация обязательно наступит, в этом сходятся все эксперты.

Перспективы развития

повышение качества онлайн-обслуживанияТак в чем же основные резервы повышения роста продаж на рынке электронной торговли? Специалисты отмечают несколько основных направлений. Во-первых, как уже было сказано, повышение качества продукции. Во-вторых, необходимо улучшить систему онлайн-обслуживания. Во многие магазины сложно дозвониться, а когда соединение произошло, часто приходится слышать утомленный голос менеджера, словно делающего вам одолжения. В-третьих, эффективным ростом активизации рынка могла бы стать дополнительная реклама.

Четвертый пункт – привлечение региональных потребителей в онлайн-сервисы, их доля по-прежнему незначительна. Пятым важным моментом может стать изменение концепции продаж и переход от навязчивых предложений к виртуальным витринам. В-шестых, динамика покупок может возрасти за счет увеличения ассортимента продукции. И, наконец, седьмая точка роста – это выход в онлайн крупных розничных сетей по продаже продуктов питания и бытовой техники. При этом стирается грань между розничной торговлей и интернет-продажами, но термин «рынок электронной торговли» не исчезнет еще много лет.



Комментарии
{**}