Рынок такси изменился безвозвратно

15 ноября 2015, 16:05 1307

Современный рынок услуг такси кардинально отличается от того базара, который царил на столичных магистралях, как, впрочем, и дорогах любого города, еще 10 лет назад. Если раньше транспортный бизнес не относился к категориям самых выгодных видов деятельности, то теперь ситуация в корне изменилась. Спрос на услуги чартерных автомобилей вырос, бизнес стать крайне востребованным и прибыльным, что привлекло сюда крупный поток денежных инвестиций.

Рынок услуг такси: спрос растет, а качество сервиса?

рынок таксиЭто раньше, как говорили в знаменитом фильме, наши люди в булочную за хлебом на такси не ездили. В последние годы спрос на желтые машины (которые уже давно необязательно лимонного цвета) с шашечками неуклонно растет. Причем не следует думать, что чартерные автомобильные рейсы востребованы только при поездках в аэропорт или на вокзал.

Постоянный рост тарифов на услуги общественного транспорта привел к парадоксальной ситуации. Если еще 5–7 назад поездка рядового офисного сотрудника на работу при помощи метро и автобуса стоила несоизмеримо дешевле, чем тот же путь на авто, то сейчас пользоваться машиной ежедневно стали десятки тысяч людей.

Причем чем дальше находится дом от работы, тем рентабельнее оказывается поездка. Например, путь из Южного Бутово до Центра столицы вполне соизмерим по цене с проездом на муниципальном транспорте. Если же скооперироваться двум или трем людям, живущим в том же районе, и вместе ехать на одной машине, то получится намного дешевле. Что уж говорить о качестве сервиса: кто хочет давиться в переполненном вагоне метро по 2–3 часа в день?!

Рынок такси в Москве: Яндекс рулит

Яндекс-таксиПодобную тенденцию моментально уловил Яндекс и весьма оперативно подстроился под динамично изменяющийся рынок такси в Москве. Появившийся в 2011 году новый сервис быстро привлек под свои знамена многие частные компании, которых к тому времени развелось слишком много даже для столицы. Часть из них обанкротилась, так и не раскрутившись, у других попросту не было денег на рекламу, а без нее невозможно найти клиентов, если только не идет речь о стоянках на вокзалах.

Яндекс быстро подмял под себя почти 70% рынка такси в Москве. Мелкие компании, которые понимали, что соперничать в условиях жесточайшей конкуренции нереально, с радостью сменяли вывеску и начинали работать по условиям сервиса, тем более первое время Яндекс предоставлял свои интернет-услуги бесплатно. Регулярные заказы, оперативная работа, мобильные приложения, доступные любому желающему – все это не могло не радовать водителей. Были довольныи конечные потребители продукции – простые граждане. Среднее время подачи машины составляло всего 9 минут, сейчас еще меньше, причем для заказа вовсе необязательно звонить диспетчеру и долго объяснять, куда и когда надо поехать.

На рынке услуг такси – шторма и бури

Однако радужные перспективы сотрудничества столичных таксопарков с крупнейшим интернет-поисковиком в последние 2–3 года окрасились в более мрачные тона. Недовольство водителей можно понять. Бесплатное сотрудничество давно закончилось, и взимаемые 5% прибыли все считали нормальным вариантом. Но в 2015 году Яндекс поднял свою долю до 10%, что вызвало массовое недовольство шоферов.

Еще одним краеугольным камнем в споре стало обязательное требование Яндекса тестировать водителей, а также ввести систему рейтинга на основе оценок клиента. Все бы ничего, но заказчики тоже бывают разными, и одно необдуманное решение – и опытный водитель может по недоразумению получить недостаточно высокую оценку своей работы, что моментально приведет к отсутствию заказов.

В подобных условиях работы водители оказались в западне. Оставаться в рамках интернет-проекта многие считают невыгодным, выходить из него опасно, ибо люди быстро прониклись оперативностью и качеством сервиса Яндекса и доверяют им полностью. Кто захочет выходить в бурный океан свободного плавания, не имея ни малейших безопасности и постоянных заказов?

Зыбкое перемирие

такси для пассажиров с животнымВпрочем, такие смельчаки находятся. Не стоит думать, что современный рынок такси – это один сплошной сервис Яндекса. Люди, у которых до сих пор нет компьютера или смартфона на платформе Androidили iOS, могли вообще не слышать о существовании монстра. Для них продолжают работать крупные, состоявшиеся задолго до 2011 года перевозчики, имеющие постоянных клиентов и могущие позволить снизить минимальную фиксированную цену за поездку или трансфер в аэропорт. Продолжают рейсы машины для пассажиров с животными, детские автомобили и другой специальный транспорт.

В этом отношении Яндекс ведет себя не слишком гибко. Водитель может на законных основаниях отказать взять в дорогу пассажира с кошкой или собакой, даже в переноске, а если и возьмет, цена существенно подскочит. Это не радует пассажиров, однако сервис молчит и с упорством, достойным лучшего применения, продолжает гнуть свою линию. Точно также он не прислушивается к угрозам бойкота или выхода – незаменимых нет, главное, что потребитель доволен. Только вот как быть с недовольными шоферами? Пока наступило перемирие, остается надеяться, что зыбкую тишину не нарушат резкие движения кого-то из участников рынка такси.

.



Комментарии
{**}