Рынок солнечных батарей: кто станет лидером

14 ноября 2015, 16:45 1220

Превращение излучения самой яркой звезды в электрическую энергию активно развивается во многих европейских странах – Франции, Германии, Испании, все большее применение фотоэлектрические преобразователи находят в северных странах, таких как Норвегия и Финляндия. А ведь в нашей стране величина солнечной радиации намного выше, чем в той же Скандинавии. Поэтому разговоры о том, что в России недостаточно солнца, и поэтому якобы невыгодно развивать рынок солнечных батарей, мягко говоря, надуманны.

Россия не представлена на рынке солнечных батарей

солнечные батареиВ России всего три крупных производителя модулей, причем только Рязанский завод имеет международный сертификат качества ISO. Краснодарское производство почти в полном объеме находится в Испании, Московские мощности практически законсервированы. Несмотря на то, что мировой энергетический баланс все больше состоит из энергии фотоэлементов, доля России на мировом рынке не превышает 1%.

Так происходит, прежде всего, потому, что доля внутреннего потребления ничтожно мала. Примерно 97% продукции идет на экспорт. При этом зарубежные потребители с удовольствием покупают нашу продукцию, особо отмечая качество сборки, в частности, закаленное стекло высокой прочности. Понятно, что это одна из основных частей сложнейшего механизма, однако только на одном прочном стекле успешным игроком на рынке солнечных батарей не станешь. Вместе с тем хоть и мелочь, а приятно.

Сегментация рынка солнечных батарей: кто же лидер?

Качественное стекло есть и в Китае, только оно стоит слишком дорого. Зато местные заводы экономят на комплектующих составляющих – то, что электроника и запчасти стоят в Поднебесной копейки, известно всем пользователям мобильных телефонов. Вместе с тем именно Китай и США производят почти 80% мирового объема модулей для фотоэлектрических установок. Пытаются вклиниться в игру Германия и Испания, но сегментация рынка батарей давно сложилась, и новичков тут не любят, точнее, для них просто нет места.

Удивительно другое. Более 70% потребителей солнечной энергии из ЕС, несмотря на всю свою любовь к Белому Дому, покупают продукцию из Китая. И дело не столько в том, что китайцы сознательно демпингуют цены, продавая батареи с нулевой прибылью, сколько в интересе к научно-исследовательским разработкам ученых из Поднебесной. По слухам, скоро китайцы выставят на всеобщее обозрение дешевую и мощную установку, срок окупаемости которой составит менее 2 лет. Как тут не поддерживать восточных братьев?

Бензин дешевле?

цена бензинаИменно со сроком окупаемости модулей и фотоэлектронных установок в России беда. Может, и покупали бы, но кому нужна продукция, минимальный срок окупаемости которой равен 27 годам? Это в лучшем случае. А если солнца не будет? Конечно, владельцев фабрик и заводов понять можно: пользоваться бензином и дизельным топливом во много раз дешевле.

При этом у нас есть свои запасы углеводородов, мы не зависим от импортной нефти, экологическая обстановка в целом по России не вызывает таких опасений, как состояние окружающей среды в перенаселенном Китае. Откуда взяться заинтересованности повысить конкурентоспособность отечественных участников рынка солнечных батарей? Тем более что на международной арене заметна тенденция снижения цен на солнечные модули, связанная с их перепроизводством.

Необходима господдержка

НПП "Квант"И вот тут решающее слово должно сказать российское правительство, обязанное придать развитию отечественного рынка новый импульс. В целом, перспективы развития отрасли выглядят весьма оптимистично. Так, начальник отдела московского НПП «Квант» Максим Григорьев считает, что в первую очередь надо переводить на альтернативные источники энергии регионы, лишенные централизованного электроснабжения, а это, между прочим, почти 70% территории всей нашей страны, где проживает почти 30 миллионов человек.

Убрать все дизель-генераторы и поставить фотоэлектронные модули мало. Необходима государственная поддержка производителей, нужно создать такие условия, при которых стало бы выгодно потреблять фотоэнергетику не только на промышленном уровне, но и в быту. Примеры с теми же мобильными телефонами – яркое подтверждение грамотного менеджмента и маркетинговой политики производителей, неслучайно смартфоны, заряжающиеся энергией лучей, пользуются повышенным спросом. В тех же Германии, США, Испании есть государственные программы, направленные на поощрение производителей фотоэлементов и их покупателей. Дело за малым: создать аналог, и тогда можно рассчитывать на оживление фотоэлектронного рынка.



Комментарии
{**}