Продукция военного назначения остается крупным источником доходов России

11 ноября 2015, 02:47 1213

К продукции военного назначения (ПВН) относятся не только вооружение, боеприпасы, техника, но и интеллектуальные разработки в этой сфере, предоставление услуг по ремонту военного оборудования, обучение и переподготовка кадров военнослужащих. Вполне понятно, что на фоне нестабильной геополитической ситуации в мире расходы в этой сфере постоянно растут и приносят доходы. Беда в том, что доходы в этой сфере ничтожно малы, и связано это, прежде всего, с устаревшим методом ценообразования.

Производство продукции военного назначения: тратим много, зарабатываем мало

военное производствоВ настоящее время система ценообразования на продукцию военного назначения строится на калькуляционном, или затратном методе. Грубо говоря, при подсчете себестоимости суммируют все затраты и прибавляют процент, фиксированный государством, для определения отпускной стоимости товара. Такой подход остался в ВПК еще со времен СССР и никак не способствует развитию, ибо научно-исследовательские институты, КБ и заводы попросту не заинтересованы в снижении себестоимости товаров.

Кроме того, затратный метод ценообразования предполагает жесткое государственно администрирование в области стандартов изготовления товаров и формирования окончательной стоимости продукции. Это нередко ведет к злоупотреблениям в сфере производства. Так, к примеру, по данным источника в Минэкономразвития РФ, только за первое полугодие 2015 года выявлено нарушений по госзаказам на сумму почти 400 миллиардов рублей. А сколько еще ушло денег на нецелевые расходы? Остается только гадать.

Экспорт продукции военного назначения: кормим чужие армии

военно-промышленный комплексЗатратная концепция ценообразования на товары и услуги ВПК имеет еще две ярко выраженные негативные стороны. Первая – снижение качества выпускаемых товаров. По данным Роскомстата, количество рекламаций по поводутехники и оборудования сегодня имеет устойчивую тенденцию к росту.

Это вполне объяснимо: предприятиям попросту невыгодно вкладывать средства в модернизацию научно-исследовательской и производственной базы. Вследствие этого число заказов на внутреннем рынке падает, а вот за рубежом наши аппараты и устройства по-прежнему пользуется спросом. Ну и что, если некачественная, зато дешевая – так рассуждают многие страны.

Второй минус – потеря кадрового потенциала. Сейчас на производствах продукции военного назначения почти не встретишь молодежь: средний возраст сотрудников военных проектных организаций составляет 55 лет, на заводах и того выше – 59 лет. А чем привлечь в ВПК молодежь, если экспериментальная и производственная база устарели, а об инновационных процессах здесь только слышали по телевизору?!

Основной приоритет – качество

К счастью, реалии сегодняшнего дня заставили неповоротливый военно-промышленный комплекс повернуться лицом к заказчику. В сущности, именно государство изменило порядок расчетов на цены товаров и услуг для армии. В приоритете сейчас так называемая ценностная концепция ценообразования, которая наконец-то подразумевает интересы всех сторон. Теперь во главу угла ставится не минимизация бюджетных затрат на выполнение того или иного заказа, а повышение технико-тактических характеристик изделия, срок его службы и надежности, что приведет к снижению эксплуатационных затрат в течение срока службы.

Проще говоря, нет смысла теперь экономить на НИОКР и выпускать продукцию военного назначения с низкими характеристиками, которую потом нужно будет ежемесячно ремонтировать. Лучше уж постараться  и вложить средства, интеллектуальный потенциал и время на создание действительно стоящего продукта. Его по достоинству оценит заказчик в лице государства и высоко оценит труд разработчиков, инженеров, рабочих. Привлекательные условия оплаты труда стимулирует приток молодых кадров, которые помогают создавать новые продукты с высочайшими характеристиками, пользующиеся спросом и не уступающие по стоимости мировым аналогам.

Почему не стыдно много зарабатывать

бронемашина "Выстрел"Яркий пример новой политики ценообразования – сотрудничество государства с ОАО «КАМАЗ». Всемирно известный завод давно является не только мировым лидером по производству грузовиков – неслучайно все последние годы самое престижное и сложное ралли Париж – Дакар выигрывают исключительно экипажи грузовых машин из Татарстана. У завода в Набережных Челнах много заказов на производство продукции военного назначения, в том числе и на экспорт.

Так, к примеру, бронемашины «Выстрел» общим числом более 150 штук выполнены с высочайшими характеристиками и не имеют аналогов в мире. Большинство машин эксплуатируются в России, часть продана за рубеж. На очереди новинка – бронемашина «Рысь», к производству которой подключены специалисты немецкого автоконцерна DaimlerAG.

Вкладывая деньги в разработку и производство действительно высококлассной техники, завод имеет возможность достойно платить своим специалистам. Не секрет, что зарплата на КАМАЗе – одна из самых высоких в стране. Это вызывает гордость за предприятие, выпускающее прекрасную технику, и радость за сотрудников, имеющих возможность хорошо жить. К этому должные стремиться все производители. И почему-то есть твердая уверенность в том, что именно так и будет.



Комментарии
{**}