Кредитование судостроения в России и другие необходимые меры поддержки

12 октября 2015, 17:32 1152

Глава Минпромторга России Д. Мантуров выступил с заявлением, что государство окажет поддержку гражданскому судостроению. Это связано с существующим положением дел в стране, когда в условиях финансового кризиса, кредиты, без которых невозможно строительство дорогостоящих объектов, стали менее доступными.

Правительство разрабатывает ряд мер, содействующих увеличению импортозамещения и обновлению изношенного парка и оборудования. Судостроение в России для дальнейшего существования и развития остро нуждается в снижении кредитного и налогового бремени.

Состояние судостроения и судоремонта в России

состояние судостроенияВ стране более 1000 предприятий, занятых в отрасли. На ее состоянии сильно сказались кризисы прошлых лет, когда в отдельные годы только 4% всех российских заказов на производство судов размещались на отечественных заводах. Сейчас ситуация исправляется, этот процент постепенно вырастает.

И если сегодня предприятие работает на оборонную промышленность, то, можно сказать, дела у него идут совсем не плохо. Но по-другому обстоит ситуация с гражданским судостроением. Парк изношен по некоторым данным до 70%, как и оборудование на заводах и верфях.  Все морально и физически устарело, нуждается в инновации.

Отсутствие денег не только на строительство, но и на научные разработки, губительно для отрасли. А ведь от нее зависят и рыболовная промышленность, и сырьевая, и торговая. Разработка шельфов, добыча полезных ископаемых, вылов рыбы, морские и речные перевозки требуют наличия современных и исправных судов.

Проблемы судостроения в России

рыболовные суда изношеныЭксперты отмечают и другие проблемы:

  1. В разработку новых судов вкладывается мало средств, в 20 раз меньше, чем в США, например.
  2. Востребованные суда, водоизмещением более 100 тонн, у нас не производятся.
  3. Трудоемкость и сроки строительства в России превышают зарубежные в несколько раз.
  4. Кредитное финансирование малодоступно.
  5. Большинство заказов на новые суда размещаются за рубежом.
  6. В рыболовстве у 80% парка превышен нормативный срок службы.

По объемам военного судостроения Россия находится на втором месте в мире, на первом — США. После изучения текущего состояния дел в гражданском сегменте (21-ое место в мире) проявляется картина упадка, кризиса и рисуются нерадостные прогнозы. Так и будет продолжаться, если правительство России не вмешается и не предпримет реальные шаги для помощи.

Почему необходима государственная поддержка

государственная поддержкаЕсть прочная взаимосвязь между судостроительной промышленностью и металлургией, приборостроением, машиностроением, электроникой, станкостроением. Она стимулирует и их развитие. Поэтому так важно проектировать, строить и ремонтировать суда в России, собственными усилиями. Деятельность каждого предприятия, связанного с отраслью, должна находиться под контролем государства. Оно обязано оказывать многоплановую поддержку на всех этапах работы.

Потребность только в промысловых судах на ближайшие 10 лет оценена в 220 малых и 180 средних и крупных при общей стоимости более 170 млрд. руб. Разработка и постройка нового судна — очень дорогостоящий проект. Во всем мире это осуществляется с помощью кредитов. А как в России? Специальное кредитование для судостроения отсутствовало, до кризиса 2014 года годовая ставка была на уровне 15–20%.

Сейчас кредиты выдаются на срок не более 5–7 лет по ставкам, превышающим 20%. Такие условия неприемлемы для большинства заводов отрасли. Деятельность становится нерентабельной, строительство и ремонт не окупаются. Без помощи государства промышленность ожидают мрачные перспективы.

Судостроительные и судоремонтные предприятия с помощью государства должны получить возможность специального долгосрочного кредитования на льготных условиях под маленькие проценты, налоговые, таможенные льготы, другие проявления поддержки.

Правительственные меры

Правительство в последние годы провело масштабную реорганизацию отрасли. Большинство компаний были объединены в корпорацию «ОСК» и еще 7 структур: научных и производственных. Приняты программы по развитию судостроения и судоремонта в России до 2030 года. Но если на переоснащение ВМФ выделено 4,7 трлн. руб., то на гражданский флот только 140 млрд.

Директор департамента судостроения и морской техники при Минпромторге России М. Кочетков рассказал, что министерство продолжает подготовку мер поддержки. Также он отметил, что страна нуждается в срочном обновлении гражданского флота. Предполагается, что основной упор будет делаться на использование отечественной базы, на импортозамещение.

В будущем при распределении квот на добычу морских биоресурсов будет учитываться происхождение рыболовного судна. Преимущество получат произведенные в России с максимальным использованием отечественных комплектующих, срок службы которых не превышает 5 лет.

Среди основных мер называются: участие в системе кредитования предприятий, введение судового утилизационного гранта. Деятельность правительства будет направлена на стимуляцию модернизации и обновления владельцами существующего парка судов.



Комментарии
{**}