Мостостроение в России набирает обороты

10 октября 2015, 17:45 1506

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мостостроение в России ведется сегодня достаточно активно. Из федерального бюджета финансируется множество масштабных проектов, в числе которых знаменитая переправа через Керченский пролив (о ней мы поговорим отдельно). Реализуются и начинания частных инвесторов. В общем, внешне положение дел в отрасли выглядит вполне прилично. Так ли это есть на самом деле?

Мостостроение в России

мостостроение в РоссииСогласно статистике, в РФ функционирует около ста тысяч мостовых сооружений. В США, например, одних только железнодорожных объектов в три раза больше. Отставание весьма серьезное, однако говорить о том, что отрасль находится в каком-то упадке, явно не приходится. Развивается инфраструктура в регионах, где за последнее время был сдан целый ряд внеклассных долгостроев. В частности, новые объекты появились в Санкт-Петербурге и Казане, Владивостоке и Москве.

Гордостью российского мостостроения можно считать эффектную арочную конструкцию, сданную в прошлом году в эксплуатацию в Новосибирске. В процессе ее создания была применена уникальная технология радиально-вертикальной надвижки с конвейерно-тыловой сборкой металлических элементов и натяжением вант. Этот Бугринский мост, представляющий собой арку с перекрещивающимися гибкими подвесками, является мировым рекордсменом по длине пролета среди объектов данного типа (380 м).

Проблемы отечественного мостостроения

Бугринский мостК сожалению, учащаются случаи аварий. Специалисты выделяют две основные причины выхода эстакад из строя. Первая, это отмена института лицензирования, вследствие чего на рынок мостостроения смогли выйти организации, имеющие весьма смутное представление об этом деле. Содержащий системные ошибки проект, реализуемый не вполне компетентными инженерами и рабочими, всегда обречен на провал во всех смыслах. А подобное сочетание встречается, к сожалению, не так уж и редко.

Вторая причина аварий – отсутствие должного внимания к состоянию конструкций. Их нужно регулярно обследовать, проводить различные профилактические и восстановительные мероприятия. До тех пор, пока в этом направлении не произойдут кардинальные изменения к лучшему, количество неприятных случаев уменьшаться не будет.

Серьезной проблемой для многих организаций, занимающихся мостостроением, является необходимость начинать строительство на абсолютно не подготовленной площадке. Потерянное на демонтажных работах время часто вынужденно компенсируется авралами и привлечением дополнительных ресурсов, требующих отдельного финансирования. Все эти риски приходится закладывать в цену, что в свою очередь вызывает недовольство заказчиков.

Науке нужна поддержка

Мостостроение – это серьезная наука. В СССР ей уделялось достаточное внимание, поэтому отечественная школа до сих пор остается одной из самых сильных в мире. К сожалению, наблюдающаяся в последнее время тенденция к резкому сокращению финансирования фундаментальной науки наблюдается и в этой отрасли. Все очень просто: получить сиюминутную отдачу здесь не удастся, а загадывать на длительное время особо никто не желает.

В результате исчезают испытательная и лабораторная базы. Отсутствие финансирования заставляет сворачивать многоуровневые фундаментальные программы. Большинство квалифицированных кадров находится в предпенсионном возрасте, а молодое поколение не горит желанием приходить им на смену. Утрачивание способности выполнять такие функции, как генерация идей, поиск прогрессивных решений и анализ процессов, означает серьезный кризис, который вполне может завершиться летальным исходом.

Строительство в Керченском проливе

проект Керченского мостаТем не менее пациент, под которым подразумевается мостостроение России, пока скорее жив, чем мертв. Свидетельством этого является тот факт, что в стране регулярно реализуются по-настоящему грандиозные проекты. Одним из таких является нашумевший мост через Керченский пролив, который планируется завершить к 2020-му. Именно о нем мы и поговорим напоследок.

Ожидается, что длина переправы составит 19 километров, часть из которых пройдет прямо по дамбам. Для реализации задуманного потребуется до 250 000 тонн металлоконструкций. Сооружение будет включать в себя по две линии автомобильных дорог и железных дорог, по которым будет каждый год перевозиться не менее 14 млн человек и 13 млн тонн груза.

Общая стоимость объекта должна составить около 247 млрд рублей, хотя весь богатый опыт отечественного мостостроения говорит о том, что эта сумма далеко не предел. Речь идет не о том, о чем вы подумали, а об уникальной сложности объекта, который должен быть возведен в очень непростых географических условиях. Удастся ли подрядчикам в полной мере посрамить скептиков, мы узнаем не раньше 2020 года. 



Комментарии
{**}