Строительство морских портов идет ударными темпами

06 октября 2015, 22:53 1423

Строительство новых морских портов является важным условием дальнейшего развития отечественной транспортной системы. Недостаток современной инфраструктуры мешает России в полной мере использовать огромный транзитный потенциал, которым она обязана своему географическому положению. 

Инфраструктура и строительство морских портов

морской портВ настоящее время в РФ функционирует 67 крупных комплексов, грузооборот которых составил в 2014 году 618,8 млн тонн. Это на 4,9% больше по сравнению с 2013-м (данные Росморречфлота). По итогам первого полугодия 2015-го показатель снова вырос на 3,5%, достигнув отметки 322,3 млн т. Прогресс очевиден, но справедливости ради стоит отметить, что по темпам роста в этой отрасли Россия пока существенно уступает мировым лидерам.  

Несмотря на то, что примерно треть объектов базируется в Тихоокеанском бассейне, около 90% контейнерных перевозок проходит через Балтику. Самым крупным является санкт-петербургский терминал с восьмым грузооборотом в Европе. Через Черноморский бассейн в основном идет нефть и нефтепродукты. Объекты, расположенные на Северном и Каспийском морях, хоть и не обеспечивают большой грузооборот, зато имеют важное стратегическое значение. 

Совершенствование инфраструктуры в 2014 году способствовало тому, что общая мощность терминалов выросла на 22,5 млн т. Масштабные мероприятия по расширению были проведены в Санкт-Петербурге и Мурманске, Усть-Луге и Тамани, Петропавловске-Камчатском, а также ряде других городов. Кроме того, продолжается строительство новых морских портов, способных решать самые серьезные задачи.

Строительство новых морских портов идет полным ходом

Еще в 2000 году на долю отечественных гаваней приходилось меньше половины грузов внешней торговли. Благодаря активному строительству морских портов сегодня этот показатель уже превышает 80%. Из объектов, возведение которых близится к концу, стоит отметить терминал в районе арктического поселка Сабетта и крупный перегрузочный комплекс Бронка около Санкт-Петербурга.

Одной из серьезнейших проблем отрасли является дефицит глубоководных площадок. Появление подобного комплекса в Калининграде должно стать серьезным прорывом в этом направлении. Наличие собственного глубоководного приемного пункта в Балтике поможет избавиться от необходимости осуществлять перевалку на фидерные суда в Бельгии, Германии, Голландии и Польше. Пока реализацию проекта тормозит нехватка инвестиций, но начало уже положено. 

Проблемы отрасли

дефицит глубоководных объектовДефицит глубоководных объектов – далеко не единственная проблема в секторе строительства морских портов. Главной из них является отсутствие нормальной координации объемов, сроков и направлений государственных инвестиций. Наращивание мощностей должно проходить симметрично с улучшением пропускных способностей автомобильных и железнодорожных артерий. В нынешних условиях нормальное согласование практически невозможно, равно как и осуществление реального контроля.

Рассчитанная до 2030 года государственная стратегия направлена на развитие транспортной системы в целом, тогда как необходима четкая программа для каждого отдельного сегмента. В качестве положительного примера можно привести Китай, в котором всего за два десятилетия появился ряд крупных терминалов. Восемь из них входят в десятку крупнейших в мире. Строительство морских портов там планировалось пятилетками, по истечении которых задачи корректировались.

Пока в России не появится конкретная программа, частные инвесторы не будут торопиться с расширением. Помимо острой нехватки финансовых средств им приходится постоянно сталкиваться с бюрократизмом чиновников органов контроля. В частности, получение нужных разрешений сильно тормозится антимонопольным регулированием стивидорной деятельности.

Перспективы

посёлок СабеттаНесмотря на все сложности, строительство морских портов в России продолжается. В нынешней ситуации не слишком верится, что заявленные 1,1 млрд т. грузооборота и 1,4 млрд т. мощностей будут достигнуты к 2030 году, но задачу эту пока никто не отменял. Кроме работ, которые уже ведутся в Усть-Луге, Бронке, Мурманске, Калининграде, Сабетте, Санкт-Петербурге и многих других городах, в скором времени следует ожидать активного развития инфраструктуры Крыма.

Усовершенствование старых хабов и строительство новых морских портов на всех основных бассейнах РФ является сегодня стратегически важной задачей. Не решив ее, Россия не сможет реально конкурировать с ведущими азиатскими и европейскими странами. Нынешние темпы развития отрасли явно не соответствуют ее потенциалу. Если государство хочет большего, оно обязано серьезно усилить финансирование и обеспечить участникам сектора нормальные условия для работы.  



Комментарии
{**}