Самолетостроение в России: команда на взлет

06 октября 2015, 22:52 3476

Самолетостроение — перспективное направление, находящееся под пристальным вниманием правительства РФ. На реализацию новаторских разработок отечественных конструкторов перечисляются немалые финансовые средства. За последние 15 лет российский авиапром порадовал выпуском современных летательных аппаратов гражданского и боевого назначения. И это только начало. На 2025 год намечено появление авиалайнера, который по экономической эффективности будет превосходить все существующие модели на 60%. Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, самолетостроение в России переживает подъем, обещающий появление новых учебных, военных и пассажирских самолетов.

Краткая история самолетостроения в России

самолётостроение в РоссииРешающая роль в развитии истории самолетостроения в России принадлежит конструкторскому бюро С. В. Ильюшина. Штурмовик ИЛ-2 и бомбардировщик ИЛ-4 стали активными участниками Второй Мировой. В 1943 году Сергей Владимирович начинает работу над своим первым пассажирским самолетом. ИЛ-12 был запущен в небо в 1946.

Вслед за ним, в 1950 году, был создан ТУ-104. В 1957 появился АН-12. Детище Антонова О. К. предназначалось для транспортировки крупных грузов. Самолет стал незаменимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и зарекомендовал себя как неприхотливый аппарат, способный работать в сложных условиях.

Конечно, на этом история самолетостроения в России не заканчивается. Нынешние авиаконструкторы продолжают начатое много лет назад — проектируют машины, которые, будем надеяться, совсем скоро покорят мир.

Самолетостроение в России: будущее

Российское самолетостроение переходит сегодня на качественно новый уровень развития. Важно подчеркнуть, наряду с продолжением работы над модернизацией старых проектов, появляются новые, представляющие немалый интерес.

Оригинальность разрабатываемых моделей самолетов заключается не столько в их конструкции, сколько в инновационном подходе к проектированию. Сначала проводится маркетинговое исследование, просчитывается экономическая эффективность, а потом создается трехмерный макет с максимально детализированной прорисовкой всех деталей.

Мечты, ставшие реальностью

Суперджет-100Одной из таких нестандартных задумок можно считать «Сухой Суперджет 100». Проект стартовал в 2001 году. И уже в 2008 идея, претворенная в жизнь, поднялась в воздух. Коммерческое использование первого «цифровика» началось в 2011, после получения сертификата Авиарегистра МАК. Основные преимущества лайнера — продуманная система управления, надежные двигатели и экономичность. На данный момент построено более 30 подобных самолетов. «Суперджет 100» широко эксплуатируется в России, Мексике, Лаосе, Индонезии.

Не менее интересной можно считать идею о создании аэротакси, к воплощению которой в 2004 году приступила компания Dexter. Популярность этой услуги, ориентированной на бизнес-сегмент, растет сегодня в геометрической прогрессии. Отзывы свидетельствуют, полеты на 8-местном самолете Pilatus PC-12 пришлись по душе руководителям крупных компаний, чьи производственные ресурсы расположены в значительном удалении от центральных районов.

Будущие конкуренты Боинга и Эйрбаса

МС-21Еще один интересный проект — МС-21. Этот пассажирский самолет призван стать основным конкурентом Boeing 737 и Airbus A320. Разрабатывается он авиастроительным концерном «Иркут» и конструкторским бюро Яковлева. Старт коммерческой эксплуатации намечен на 2017 год. Узкофюзеляжные самолеты производятся из современных материалов, характеризующихся легкостью и повышенной прочностью. Использование инновационных решений в области двигателестроения и аэродинамики позволят новичку успешно конкурировать с самыми крупными поставщиками авиатехники — «Боингом» и «Эйрбасом».

Многие связывают будущее самолетостроения в России с еще одной примечательной разработкой. «Фрегат Экоджет» будет вмещать 380 пассажиров. При этом он будет короче Ила-86 и Airbus A-300. Если говорить о топливной эффективности, то по данному критерию «Фрегат Экоджет» будет превосходить А-310 на 25% (при полете дальностью до 3500 км). Эллиптический фюзеляж предоставит возможность разместить пассажирские кресла так, чтобы между ними образовалось 3 прохода. На данный момент закончено концептуальное проектирование, проведены испытания в аэродинамических трубах, создана бизнес-модель, подготовлено технико-экономическое обоснование запуска проекта.

Будущее у самолетостроения в России — есть. И если раньше столь смелое утверждение вызывало недоверие, то сегодня становится очевидно — разработки наших авиаконструкторов не останутся без внимания и общественного признания. Остается только немного подождать.



Комментарии
{**}