Производство бензина растет ударными темпами?

15 сентября 2015, 19:23 1604

производство бензина в РоссииОбъём производства бензина в России – фактор, напрямую определяющий стоимость сырья на рынке. Каковы перспективы отечественной отрасли и к чему стоит готовиться потребителю? Вырастет ли цена горючего в краткосрочной перспективе?

В 2014 году объём производства бензина снизился примерно на 1 процент по отношению к 12 месяцам предыдущего периода, а общее количество произведённого топлива превысило 38,7 млн. тонн. При этом заводы были загружены более, чем на 95%: дальнейшее наращивание мощностей немыслимо без их модернизации, переоснащения. Таким образом, пределы роста практически исчерпаны, однако аналитики не устают искать выход из тупика.

Цены на бензин – одна из тем, которая всегда будет актуальна для отечественных автомобилистов. Несмотря на общемировое падение котировок углеводородного топлива, в России стоимость горючего постоянно повышается. При этом производство бензина в стране также растёт, однако это никак не сказалось на кошельках водителей.

Почему так происходит и каковы перспективы?

Значительная часть продукции, производимой отечественными заводами, поставляется на экспорт. И хотя цены на продукцию на сопредельных рынках несколько снизились, такая корреляция оказалась значительной, девальвация рубля за истекший год была более высокой. Реализуя качественные товары в ЕС, производители топлива тем самым подогревают дефицит продукции и её дальнейшим рост в РФ.

Производство бензина в России: есть, к чему стремиться?

нефтеперерабатывающие заводыМинистерство энергетики сделало мрачный прогноз: если модернизация заводов будет отложена, то в 2016 году незначительный рост выпуска бензина может смениться его дефицитом. Общие объёмы выпуска рискуют снизиться на 3,3 млн. тонн, что составляет примерно 10% от ёмкости рынка. Рекордным остаётся 2013 год, когда было выпущено 38,7 млн. тонн топлива различных классов: от второго до пятого.

К сожалению, в этом году прогнозы неблагоприятны и могут расстроить автолюбителей. Так, производство бензина может снизиться до 36,8 млн. тонн, что на уровне 2011 года. Решить проблему производства топлива наша страна может несколькими способами, в числе которых – работа на «давальческом» сырье со странами-соседями, в числе которых – Беларусь. Тамошние нефтеперерабатывающие заводы загружены значительно меньше, чем в РФ (примерно на 80%). В то же время, потребность страны в бензине составляет около 36 млн. тонн, что несколько ниже производства.

Ещё один способ увеличить предложение – создать новые предприятия, в том числе с зарубежным капиталом. Однако реальность такова, что на отечественный рынок новые игроки выходить не спешат. Плюс к этому, мощное нефтяное лобби готово встретить здесь строго определённых инвесторов, а они также не спешат вкладываться – по известным причинам.

Дефицит топлива: искусственное явление или объективный процесс?

АИ-92 - самое популярное топливоСамое популярное топливо – АИ-92, подорожало на московских заправках в среднем на 1 рубль 20 копеек за 7 месяцев текущего года. Если в январе заправиться можно было примерно за 33 рубля/литр, то в начале августа – уже за 34,1 руб/литр. Незначительное снижение, с которым мы столкнулись в марте, оказалось временным явлением. При этом наши цены на топливо, которые составляют около 50 центов, являются конкурентными: даже в Беларуси и Украине выше.

У аналитиков складывается впечатление: производители топлива нарочно не перенасыщают рынок, чтобы поддерживать цены на определенном уровне. Эти домыслы косвенно подтверждает и перенос сроков по модернизации ведущих НПЗ страны, которые производят свыше 1 миллиона тонн топлива ежегодно. Учитывая, что предложение по итогам года будет снижена, стоимости углеводородного сырья на отечественном рынке ничто не угрожает.

Кто раскачивает рынок?
Впрочем, производство бензина испытывает определенные трудности и по объективным причинам. К ним, в первую очередь, относится всероссийский переход на стандарт «евро-5». Необходимость такой меры назрела давно, а вот время выбрано неудачное. Значительное снижение стоимости углеводородов на внешних рынках привела к тому, что нефтеперерабатывающие предприятия снизили прибыль, утратили доступ к внешним заимствованиям.

В результате – из необходимых 35 млн. тонн производит лишь 31-33 млн. тонн, и лишь в том случае, если все предприятия завершат необходимую модернизацию. Поэтому планы правительственных чиновников перейти на стандарт «евро-5» к середине 2016 года находятся под угрозой срыва.

К чему готовиться автолюбителю?

Учитывая, что инфляция преодолела 11-процентный порог, в среднем стоимость самых популярных товаров должна повыситься на аналогичное значение. Бензин в этом смысле подорожал незначительно: лишь на 4-5%. Поэтому при сохранении тенденции, стоимость самого популярного в стране топлива возрастёт как минимум на 1.5 рубля на литре уже до конца текущего года. 



Комментарии
{**}