Транспортная промышленность в кризисе

14 сентября 2015, 20:14 1177

Транспортная промышленность России находится сегодня в глубоком кризисе, как и вся экономика страны в целом. В отличие от ряда других отраслей, у которых спад был вызван исключительно санкциями Запада и их последствиями, здесь проблемы накапливались годами и носят уже вполне системный характер. Что это за трудности, и каким образом их собираются решать, мы попытаемся разобраться.

Транспортная промышленность России в 2015 году: автомобилестроение

транспортная промышленностьПо итогам первых семи месяцев в стране было продано немногим более 913 тыс. новых авто и малотоннажных грузовиков (данные Ассоциации европейского бизнеса). Годом ранее этот показатель составлял 1.41 млн. машин (-35,3%). Согласно годовому прогнозу АЕБ, в 2015-м продажи окажутся на уровне 1,55 млн. шт., что на 36% меньше, чем в 2014-м.

В сегменте «грузовые автомобили» транспортная промышленность сократилась в январе-июне на 22,5%. Падение спроса здесь совпало с относительным перенасыщением рынка.    Ведущий игрок отрасли − «КамАЗ» − продал за шесть месяцев почти вдвое меньше машин по сравнению с 2014-м. Всего за первое полугодие было реализовано около 604 тыс. единиц новой и подержанной техники.

Проблемы транспортной промышленности

Системные проблемы транспортной промышленности России приходится решать в крайне неблагоприятных экономических условиях, но, если речь идет о реальном импортозамещении, откладывать больше некуда. К факторам, тормозящим развитие сегмента, в первую очередь нужно отнести избыток устаревших производственных мощностей, требующих повышенных расходов на свое содержание.

Согласно статистике, до 70% оборудования, применяемого в российском машиностроении, эксплуатируется больше двух десятков лет. Это техника, которая устарела не только морально, а уже и физически. Обновлять производственную базу в условиях резкого падения интереса со стороны инвесторов и труднодоступности кредитов без государственной поддержки могут позволить себе только единицы.

Существует также в транспортной промышленности такая проблема, как острый дефицит квалифицированных кадров. С каждым годом она только усугубляется, а вскоре станет и вовсе критичной, если не начать принимать меры прямо сейчас. В общем, до тех пор, пока ситуация хоть немного не выправится, создавать высокотехнологичную продукцию, не уступающую мировым аналогам, будут способны лишь отдельные предприятия.

Помощь автопромышленности

автомобилестроение в РоссииВ августе 2015-го в рамках встречи Владимира Путина с членами правительства обсуждались меры поддержки автомобильной транспортной промышленности. Являющийся исполнителем обязанностей министра промышленности и торговли Глеб Никитин отметил, что меры направленные на поддержку спроса оказались достаточно эффективными. Оказывается, несмотря на нынешние трудности, все не так уж и плохо.

По словам министра, благодаря выделенным 33,4 млрд рублей удалось остановить стремительное падение авторынка, которое без этих денег могло бы превысить 50%. Особой похвалы удостоились программы льготного автокредитования, обновления парка и лизинга. Как утверждает Глеб Никитин, выделенные на поддержку деньги вернулись в российский бюджет с прибылью в 70% в виде поступлений от акцизов и НДС. По итогам совещания было предложено продолжить столь хорошо зарекомендовавшие себя программы.

Вагоностроение

вагоностроение в РоссииЗа шесть месяцев 2015-года было реализовано на 53,1% грузовых вагонов меньше, чем в 2014-м. В прошлом году было продано около 54,5 тыс. единиц техники (-10% по сравнению с 2013-м). Прогнозируется, что в 2015-м этот показатель не превысит 45 тысяч. Главной сложностью для участников отрасли является отсутствие долгосрочного оплаченного спроса на новый железнодорожный и городской подвижной состав.

Отечественная транспортная промышленность полностью проигрывает конкурентную борьбу зарубежным производителям, в том числе, и ввиду отсутствия сильных производителей высококачественных комплектующих. Проблему импортозамещения в сегменте вагоностроения нужно начинать решать практически с нуля. Почему так произошло, пусть разбираются компетентные органы, а пока государство будет продолжать платить.

При разработке бюджета на 2016-2018 гг. планируется предусмотреть финансирование мероприятий, способствующих стимулированию спроса на инновационную продукцию. Размер помощи составит от 2,2 млрд рублей в год. С 2017-го еще один миллиард будет выделяться на технологическое перевооружение предприятий. Программа государственной поддержки для транспортной промышленности рассчитана на период до 2030 года. Вопрос, насколько эффективной будет ее реализация, на некоторое время пока отложим.



Комментарии
{**}