Ветеринарный рынок: кто лечит наших любимцев?

10 августа 2015, 20:46 1353

Рынок ветеринарных услуг в России на протяжении последних лет развивался достаточно интенсивно. Регулярно и в большом количестве открывались новые клиники, что неудивительно, учитывая высокую рентабельность данного бизнеса. Благодаря росту конкуренции улучшалось качество обслуживания. К сожалению, нынешний кризис существенно замедлил прогресс отрасли.

Что собой представляет российский рынок ветеринарных услуг

рынок ветеринарных услугВсе организации, работающие на ветеринарном рынке нашей страны, можно разделить на три больших группы. К первой относятся маленькие частные кабинеты, ко второй – мобильные службы по вызову, к третьей – полноценные клиники с приличным штатом сотрудников и современным оборудованием. 

Большинство российских учреждений представляют собой частные кабинеты, в которых присутствует только самая необходимая техника и лекарства. Тем не менее на квалифицированную помощь там вполне можно рассчитывать. Например, в Москве, где количество лечебниц для животных превышает полтысячи, около 70% составляют именно такие точки.

Что касается выездных служб, то к ним отношение неоднозначное. С одной стороны, это очень удобно для клиентов, с другой – качество обслуживания нередко находится на низком уровне. Даже крупные игроки ветеринарного рынка в этом сегменте не безгрешны. Когда загруженность не позволяет обходиться собственными силами, они вынуждены привлекать на вызовы специалистов со стороны, причем не всегда проверенных.

Проблемы ветеринарного рынка

ветеринарная лицензияГлавной проблемой отрасли в наши дни эксперты называют отсутствие лицензирования. Сегодня войти в профессию может даже человек, не имеющий соответствующего образования. Высокая доходность при относительно небольших затратах не могут не привлекать, поэтому в настоящий момент на рынке ветеринарных услуг работает слишком много непрофессионалов. Их деятельность подрывает доверие к отрасли в целом, что не может не тревожить.

Вообще, отсутствие квалифицированных кадров – вопрос наболевший. Сильные специалисты буквально наперечет, при этом уровень подготовки в вузах катастрофически падает. Если этим не заняться прямо сейчас, уже через несколько лет в секторе может наступить настоящий кадровый голод.

Как и во всей отечественной экономике, здесь очень велика доля платежных операций, не фиксируемых государством. Врачи, принимающие в частных кабинетах, нередко берут оплату наличными, не регистрируя посещения в системе. Что уж говорить о работающих на выездах. В такой ситуации в явном проигрыше оказываются те, кто полностью платят налоги и четко придерживаются действующего законодательства.  

Препараты будут дорожать

В связи с тем, что большинство представленных на ветеринарном рынке препаратов имеют зарубежное происхождение, многие лекарства для животных уже подорожали примерно в полтора раза. Нестабильность национальной валюты позволяет предположить, что это еще далеко не предел. Казалось бы, в такой ситуации должен был сразу возрасти спрос на отечественные медикаменты, но этого не произошло. Причина банальна – цены на отечественные средства подскочили примерно настолько же, как и на импортные.  

Суть в том, что подавляющее большинство российских производителей не особо утруждают себя разработкой новых продуктов на основе местного сырья. Обычно их «новинки» на ветеринарном рынке представляют собой банальные копии всемирно известных лекарств, изготавливаемые из импортных компонентов. Учитывая нынешнее состояние материальной и научной базы нашей фармацевтики, не стоит тешить себя иллюзиями о появлении недорогих отечественных медикаментов в обозримом будущем.

Влияние кризиса на спрос

лекарства для животных будут дорожатьВ период кризиса участники отрасли ведут себя по-разному – некоторые крупные клиники продолжают в штатном режиме усовершенствовать свою материально-техническую базу; малые и средние компании, наоборот, в основном оптимизируются и сокращаются; кто-то приостановил деятельность или, вообще, прекратил свое существование. Практически все предлагают клиентам различные бонусы и скидки вплоть до демпинга. 

Несмотря на старания участников ветеринарного рынка, спрос на их услуги постоянно падает. По приблизительным подсчетам, количество клиентов уже снизилось примерно в два–три раза. Все больше людей отказывают своим питомцам в профилактических осмотрах и лечении хронических заболеваний, обращаясь за помощью только в самых крайних ситуациях.

К сожалению, участилось такое позорное явление, как просьба в эвтаназии без особой на то необходимости. Во многих клиниках отговаривают от этого шага, предлагая дополнительные скидки на обслуживание, но особого эффекта не наблюдается. Далеко не все люди хотят быть в ответе за тех, кого приручили. И это печально.



Комментарии
{**}